Эксперты оценивают "распил" госзакупок в России в 2 трлн в год, что составляет почти половину годовых российских нефтегазовых доходов. Ежегодно восьмая часть денег, выделенных на госзаказ из бюджетов всех уровней, уходит в сомнительные контракты.
По оценкам экспертов Института экономической политики Гайдара, общие расходы федерального бюджета на госзакупки составляют 16 трлн рублей в год, и почти две трети сделок (более 60%) по закупке товаров и услуг за госсчет осуществляется с нарушениями.
Самой популярной коррупционной схемой называлось проведение конкурсов с такими условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания, при этом контракт достается заранее определенному поставщику и цена может быть установлена на любом, даже завышенном уровне. Также в исследовании оценивались нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты.
Среди государственных закупок по неконкурентности лидирует федеральный уровень (32,9%), на втором месте муниципальный уровень - 19,6% закупок, на третьем - региональный: 8%. Остается довольно низким и среднее количество заявок в случае конкурентной закупки - около трех на один лот в 2016 году.
Рынок уже почти не удивляется подобной статистике. С аналогичными данными по итогам 2016 года уже выступали и Минэкономразвития, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что почти 96% всех закупок - это фикция и профанация, так как проводятся они на неконкурентной основе, в форме закупки у единственного поставщика.
Институт Гайдара для исправления ситуации с коррупцией дает ряд рекомендаций. В частности, предлагает установить перечень конкурентных способов осуществления закупок, выработать типовое положение о закупках и унифицировать условия авансовых платежей. Также в институте считают необходимым ужесточить ответственность за нарушения при проведении тендерных процедур и несвоевременную оплату закупок - как для должностных, так и для юридических лиц.