Еще не так давно Россию - наряду с Китаем и Индией - считали одним из лучших мест для инвестиций, однако настроения инвесторов резко переменились в связи с "делом ЮКОСа", которое нанесло имиджу страны серьезный ущерб Охлаждение в отношении иностранных инвесторов к России очевидно. На этой неделе было объявлено, что прямые иностранные инвестиции в Россию в 2004 году сократились до 6,6 млрд долларов, упав с отметки в 7,5 млрд долларов в 2003 году
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Еще не так давно Россию - наряду с Китаем и Индией - считали одним из лучших мест для инвестиций, однако настроения инвесторов резко переменились в связи с "делом ЮКОСа", которое нанесло имиджу страны серьезный ущерб
RTV International
 
 
 
Охлаждение в отношении иностранных инвесторов к России очевидно. На этой неделе было объявлено, что прямые иностранные инвестиции в Россию в 2004 году сократились до 6,6 млрд долларов, упав с отметки в 7,5 млрд долларов в 2003 году
НТВ
 
 
 
Главный акционер ЮКОСа - Group Menatep - тем временем не устает напоминать, что принудительная продажа "Юганскнефтегаза" была незаконной и что аукцион был политически мотивированным. Его целью было наказать основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского
Архив NEWSru.com

Еще не так давно Россию - наряду с Китаем и Индией - считали одним из лучших мест для инвестиций, однако настроения инвесторов резко переменились в связи с "делом ЮКОСа", которое нанесло имиджу страны серьезный ущерб, констатирует Radio Free Europe, материал которого публикует Inopressa.

Подпитывавшаяся растущими ценами на нефть и заявлениями президента, обещавшего восстановить закон и порядок, российская экономика процветала, инвесторы делали вложения и наживали большие деньги. Однако так продолжалось лишь до того момента, когда правительство развернуло наступление на нефтяную компанию ЮКОС, отобрало у нее ключевой актив и продало его в ходе принудительного аукциона контролируемой государством фирме. Дело ЮКОСа сильно подмочило репутацию России в глазах инвесторов, и пока неясно, насколько быстро она сможет восстановиться.

Эл Брич, главный экономист инвестиционного банка Brunswick UBS и один из самых уважаемых аналитиков по российской экономике, говорит, что дело ЮКОСа оказало мощный эффект на рынки. "Правительство сильно ущемило миноритарных инвесторов, а не только основных инвесторов", - подчеркивает он.

В результате всего за несколько месяцев цена на акции ЮКОСа на фондовой бирже упала с 15 долларов за акцию практически до нуля. Частные акционеры потеряли миллиарды долларов, и по вполне понятным причинам они не хотят рисковать и вкладываться в еще один ЮКОС.

Охлаждение в отношении иностранных инвесторов к России очевидно. На этой неделе было объявлено, что прямые иностранные инвестиции в Россию в 2004 году сократились до 6,6 млрд долларов, упав с отметки в 7,5 млрд долларов в 2003 году. В нынешнем году эта сумма может оказаться еще ниже, полагают зарубежные эксперты.

Российское правительство оправдывает свои действия против ЮКОСа, утверждая, что компания не платила налоги на протяжении нескольких лет. По словам чиновников, принудительная продажа главного производственного подразделения ЮКОСа, "Юганскнефтегаза", была необходима для возмещения этих убытков.

Главный акционер ЮКОСа - Group Menatep - тем временем не устает напоминать, что принудительная продажа "Юганскнефтегаза" была незаконной и что аукцион был политически мотивированным. Его целью было наказать основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского. Group Menatep намерена взыскать с государства компенсацию убытков в судебном порядке и грозит долгими судебными процессами в отношении всех юридических лиц, участвовавших в скупке имущества ЮКОСа.

В итоге "Юганск" попал в руки государственной нефтяной компании "Роснефть", что породило слухи о пересмотре правительством итогов приватизации и о ренационализации компаний в важном нефтегазовом промышленном секторе.

Недавно агентство S&P повысило инвестиционный рейтинг России, ссылаясь на значительное улучшение финансовой ситуации. Однако, по словам представителей агентства, нового повышения рейтинга не предвидится в ближайшем будущем в связи с "политическим риском", включая риск правительственного вмешательства в экономику, как в случае дела ЮКОСа. "Гораздо легче подорвать свою репутацию среди иностранных инвесторов таким делом, как "дело ЮКОСа", чем быстро улучшить ее", - подчеркивает Хелена Хессел, аналитик S&P.

Сейчас главный вопрос, интересующий инвесторов: останется ли дело ЮКОСа отдельным инцидентом или захвату и разгрому подвергнутся в итоге и другие компании?

Брич не считает, что российское государство хочет ренационализировать экономику, однако признает, что и он, в числе прочих аналитиков, ничего не знает о планах правительства. "Какова вероятность нового ЮКОСа? Откровенно говоря, и представления не имею, - говорит он. - Но мы думаем, что "новый ЮКОС" в ближайшее время маловероятен по политическим причинам. Более того, вряд ли найдется другой человек, который бросит администрации такой вызов, какой бросил Ходорковский".