Государственно-правовое управление президента предлагает правительству вернуть президенту Владимиру Путину полномочия, которые были у Ельцина, - напрямую управлять федеральным имуществом, включая его приватизацию, посредством президентских указов.
Как пишет "Коммерсант", управление подготовило поправки к закону о приватизации государственного и муниципального имущества, а также к президентскому указу N986 от 30 сентября 1995 года "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями". Законопроекты направлены для согласования главе аппарата правительства Владиславу Суркову.
Поправки к федеральному закону, в частности, предусматривают право президента установить своим решением дополнительные требования "к порядку включения федерального имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества".
В указ ГПУ предлагает вернуть нормы, предоставляющие главе государства максимальные права управления госимуществом в случаях неполноты законодательства. Речь идет о "закреплении акций за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными госучреждениями, о передаче акций в доверительное управление, в залог и об ином их обременении".
Решения об этом предлагается принимать "на основании решений президента РФ, определяющих формы и сроки распоряжения акциями".
Исторически, напоминает издание, указ президента N986 появился значительно раньше закона о приватизации и до 2001 года являлся основным документом, регулирующим порядок приватизации. В нем была зафиксирована прямая норма о том, что все решения правительства об "управлении и распоряжении" имуществом возможны только на основании указов президента.
Однако уже в 1997 году эту норму приватизационного указа пришлось отменять также президентским указом и концентрировать всю власть по управлению госимуществом в руках правительства. Причина - катастрофический рост задолженности по заработной плате бюджетников: совокупный долг по зарплате перед работниками госпредприятий оценивался в 1997 году в 50 трлн неденоминированных рублей.
Приватизация тогда виделась Кремлю исключительно скорейшей мерой пополнить бюджет для погашения задолженности по зарплатам, а самостоятельность в принятии решений о продаже госсобственности передавалась правительству "для своевременного получения средств от приватизации".