Выступая на 10-м Петербургском международном экономическом форуме, глава Минприроды РФ Юрий Трутнев рассказал о том, как правительство собирается регулировать доступ иностранных компаний к природным ресурсам России. Несмотря на большой опыт сотрудничества с иностранными партнерами, четких правил работы в России так и не разработано. С новой инициативой правительства иностранные компании связывают новые надежды на появление прозрачного механизма контроля, правда, при этом рамки доступа станут гораздо уже. По мнению экспертов, крупнейшие российские госкомпании смогли обеспечить себе законодательную защиту от внутренней конкуренции с иностранцами.
Юрий Трутнев сообщил, что все месторождения, запасы которых превышают 50 млрд кубометров газа и 70 млн тонн нефти предлагается отнести к разряду стратегических. Также по словам Трутнева, к стратегическим месторождениям будут также отнесены месторождения с запасами золота более 50 тонн и меди - более 50 тысяч тонн.
Ранее сообщалось, что стратегическими будут признаны месторождения с запасами нефти менее 150 млн тонн и с запасами газа от 75 млрд кубометров.
Согласно законопроекту "О недрах", который вот уже несколько лет дорабатывают в правительстве, стратегические месторождения иностранцы смогут разрабатывать лишь вместе с российскими компаниями. Причем обладать контрольным пакетом они не смогут.
Как пишет газета "Время новостей", четких правил для доступа зарубежных компаний к энергоресурсам Россия не может сформулировать уже несколько лет. Законопроект "О недрах" был подготовлен и внесен в правительство Трутневым еще весной 2005 года, затем одобрен кабинетом министров и даже внесен в Думу. Но накануне первого чтения отозван.
В правительстве законопроект претерпел значительные изменения, касающиеся прав иностранных инвесторов на российские недра. В частности, первоначально предусматривалось проведение только аукционов как наиболее прозрачного механизма распределения недр, затем "в особых случаях", которые определяет правительство, стало возможным и проведение конкурсов.
Кроме того, ограничения не касались геологоразведки. Сначала к стратегическим относились всего пять нефтегазовых месторождений, которые пока находятся в нераспределенном фонде. "Теперь, с учетом низкой геологический изученности некоторых регионов, речь идет о десятках месторождений газа и нефти, которые станут стратегическими", - полагает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров.
"Это не является энергетическим эгоизмом, мы хотим, чтобы иностранцы работали вместе с нами", - утверждает министр Трутнев. По стечению обстоятельств новые критерии стратегических месторождений были выбраны практически так, как еще в конце 2005 года предлагал "Газпром".
По мнению аналитиков, таки образам "Газпром" продемонстрировал свои лоббистские возможности. У российских компаний нет такого количества денег, чтобы одновременно активно осваивать все крупные проекты, поэтому они будут сохранены для будущих поколений, но не стоит сомневаться, что подобная рачительность скажется на темпах роста добычи нефти и газа.
Для иностранцев же единственная хорошая новость заключается в том, что правила доступа, возможно, станут прозрачными. Подтвердил это и президент Путин, для которого инициатива правительства не стала сюрпризом.
"Сам механизм инвестирования в стратегических отраслях должен быть предсказуемым, точным и прозрачным", - заявил Владимир Путин на Экономическом форуме, подчеркивая особое отношение России к важным месторождениям. "Мы думаем, как обеспечить национальные интересы РФ применительно к крупным месторождениям, которые сопоставимы по запасам с небольшими государствами, - сказал президент. - Здесь мы намерены ввести особое регулирование".
Также, по словам Путина, Россия пока не намерена отказываться от монополии на транспортировку газа основным потребителям. Он объяснил это "уровнем развития правовой базы. "В ближайшее время мы не планируем никаких изменений в этой сфере", - подчеркнул глава государства. - Но мы в состоянии и намерены обеспечить доступ независимых производителей в эту систему".
Чтобы защитные действия России у себя дома не испортили отношение к российским компаниям за рубежом, Путин объяснил, что проводимая политика является справедливой, и выразил надежду увидеть такое же поведение со стороны других участников.
"Важно, чтобы под видом защиты национальной безопасности не создавались необоснованные преграды для их работы. А для того чтобы российские инвесторы не сталкивались с аналогичными проблемами за рубежом, надеюсь, что и в других странах пойдут по этому пути и установят четкие правила по осуществлению инвестиций в стратегические отрасли", - заявил Путин.
Однако, как пишет "Время новостей", до сих пор не до конца понятно, какие компании можно считать российскими. Исходя из последней опубликованной редакции законопроекта однозначно к ним относятся лишь "Роснефть", "Газпромнефть" и "Сургутнефтегаз". Например, более 50% в ТНК-ВР принадлежит иностранцам, но центр прибыли компании - "ТНК-ВР Холдинг" - зарегистрирован в России.
Как пишет The Wall Street Journal, российские чиновники обещают, что предлагаемые ограничения для иностранных компаний затронут только новые месторождения, лицензии на разработку которых правительство еще будет выставлять на аукционах, а не существующие соглашения (полный текст статьи на сайте Inopressa.ru).
Западные инвесторы пока не видят серьезной угрозы для себя. Представитель компании Chevron Дональд Кэмпбелл сказал: "Мы считаем, что Россия, вероятно, будет продолжать формировать свои законы на основе дискуссии, которая состоится на саммите G8, и в соответствии с инвестиционными критериями, связанными с процессом вступления в ВТО. Если Россия своим новым законом не введет неправомерных ограничений, то Запад со своей стороны должен пойти навстречу и предоставить российским компаниям возможность вкладывать инвестиции в энергетические проекты в Северной Америке и Европе".
Представитель Exxon передал слова из выступления в прошлом месяце во время ежегодного совещания главы компании Рекса Тиллерсона: "Нам придется подождать и посмотреть, что они в итоге хотят сделать со своими природными ресурсами, но у нас с ними очень хороший диалог, хороший контакт. Я думаю, если они заинтересованы в изменении ситуации, они обязательно поговорят с нами об этом". Министр природных ресурсов Трутнев отметил, что новые правила не позволят совместному предприятия с равными долями TНК-BP, созданному в 2003 году, претендовать на стратегические месторождения.
Глава ТНК-ВР Роберт Дадли постарался уменьшить значение возможных последствий. "Самое главное – это то, что этот закон не имеет обратной силы", – сказал он. Он подчеркнул, что не заметил каких-либо изменений в отношении властей к его компании: "Я сохраняю уверенность и оптимизм, основываясь на том, как мы ведем текущие дела".