Судя по всему, противостояние "Газпрома" и "Роснефти" и их кремлевских патронов, открыто проявившееся в 2004 году во время попыток слияния этих компаний, продолжается. Оно проявилось совсем недавно в ходе банкротства ЮКОСа, когда речь шла о контроле за распродажей активов бывшей империи Ходорковского, а теперь, как считает "Время новостей", вновь ожесточилось в борьбе за контроль над башкирскими нефтедобывающими и нефтехимическими активами, которые считаются одними из самых привлекательных в России.
Башкирская нефть не отличается высоким качеством, однако комплекс по ее переработке по своим масштабам и оснащенности давно привлекал к себе внимание.
Еще в 2003 году могущественная тогда бизнес-группировка Межпромбанка, патронируемая кремлевскими силовиками, попыталась взять эти активы под контроль и была весьма близка к цели. Выдвинутый ею кандидат в президенты Башкирии успешно конкурировал в предвыборной гонке с действующим президентом республики Муртазой Рахимовым, а в ходе самой этой гонки был задействован традиционный силовой ресурс - прокуратура, ФСБ и т.д. Однако та операция не получила завершения: после личной встречи у президента Владимира Путина Рахимов остался во главе республики.
Вчера стало известно, что Следственный комитет (СК) МВД в конце июля возбудил уголовное дело и начал предварительное расследование в отношении руководства сейчас уже ликвидированной компании "Башнефтехим". Как сообщили "Времени новостей" в СК, по версии следствия, руководство "Башнефтехима" в 2000 году, используя подложные документы, похитило у некой компании "Филайн Лимитед" ее акции на сумму более 26 млн долл. Как говорит источник, близкий к следствию, схема мошенничества заключалась в подделке подписей и учредительских документов "Филайн Лимитед". Но кто именно из руководства "Башнефтехима" подозревается в афере, следствие не разглашает.
Эксперты в Башкирии считают, что это уголовное дело - камень в огород Виктора Ганцева, в 2000 году возглавлявшего "Башнефтехим". Сейчас Ганцев, как считается, контролирует нефтепереработку в республике и является правой рукой Урала Рахимова (сына президента Муртазы Рахимова), которому де-факто подконтролен весь топливно-энергетический комплекс Башкирии.
Понятно, что крупнейшие нефтегазовые компании страны могут получить башкирский ТЭК только в том случае, если его согласится продать (или отдать) Рахимов-младший. Местные наблюдатели практически не сомневаются, что за "наездом" на "Башнефтехим" вновь стоят кремлевские силовики, поддерживающие на сей раз амбиции "Роснефти", утверждает "Время новостей".
В конце прошлого года на российском нефтяном рынке стала распространяться информация о том, что "Роснефть" действительно интересуется башкирскими нефтеперерабатывающими предприятиями. Как известно, после покупки "Юганскнефтегаза" ей стало не хватать мощностей по переработке сырья, и она принялась искать все возможные варианты решения проблемы.
Как сообщил "Времени новостей" источник, близкий к башкирской компании, на прошлой неделе Башкирию посетили топ-менеджеры "Газпрома" (в составе делегации первого вице-премьера Дмитрия Медведева), которые провели переговоры с властями республики по развитию нефтехимического комплекса. И, по утверждению источника, "достигла положительных результатов" (каких именно - он уточнять не стал). Поэтому теперь, считает он, недовольная таким развитием событий "Роснефть" ищет свои подходы к башкирским заводам. Ни в "Газпроме", ни в "Роснефти" ситуацию не комментируют.
Структура собственности башкирских энергетических предприятий выглядит достаточно запутанной. В 1993 году была создана Башкирская нефтехимическая компания ("Башнефтехим") для управления госпакетами акций нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий на территории Республики Башкортостан. На ее баланс было переведено 74,9% акций Уфимского НПЗ, 85,4% акций Ново-Уфимского НПЗ, 60,6% акций "Уфанефтехима", 71,8% акций "Уфаоргсинтеза" и 57,4% акций "Башкирнефтепродукта". С 2001 года должность председателя совета директоров "Башнефтехима" занимал Урал Рахимов. В 1999 году минимущество Башкирии внесло 93,4% акций "Башнефтехима" вместе с 63,7% акций "Башнефти" и 32% акций "Башкирэнерго" в Башкирскую топливную компанию (БТК).
В апреле 2003 года, в преддверии выборов главы республики, опасаясь возможной смены власти, отец и сын Рахимовы придумали схему вывода активов из-под контроля государства: предприятия ТЭК учредили фонд ООО "Башкирский капитал", на баланс которого были переведены их госпакеты. Получилось перекрестное владение, позволяющее Уралу Рахимову получить контроль над ООО "Башкирский капитал". А компания "Башнефтехим" за ненадобностью была ликвидирована министерством имущественных отношений Башкирии.