В условиях кризиса российские компании стали все чаще мотивировать сотрудников нематериально. Такой вывод, как пишет газета "Коммерсант", содержится в исследовании консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) "Обзор оплаты труда PayWell 2015".
Типичный пример нематериальной мотивации - проведение на предприятии конкурса "Лучший сотрудник месяца", победители которого приобретают известность в компании.
Правда, как отмечает PwC, работодатели в России по-прежнему уделяют особое внимание таким видам льгот, как оплата добровольного медицинского страхования, страхования жизни, страхования от несчастных случаев, не снижают расходы на обучение и развитие персонала, оплату мобильной связи и даже субсидии на занятия спортом.
С более традиционными видами поощрения сотрудников, например ежегодным повышением зарплаты, в этом году ситуация хуже. 74% компаний выплатили годовой бонус, но в сравнении с показателями предыдущих лет средний размер фактически начисленного бонуса понизился. Для руководителей высшего звена он составил 45% (76% за 2013 год), для руководителей среднего звена - 30% (36% за 2013 год). За прошедший год общее вознаграждение (зарплата плюс различные бонусы) в российских компаниях повысилось в среднем на 6%, и тут наибольший прирост также отмечен среди групп должностей общего руководства (генеральные директора, первые заместители, директора филиалов), стратегии и развития бизнеса, инвестиционной деятельности и правового обеспечения.
Однако, несмотря на заявленное компаниями в начале года намерение пересмотреть уровень заработных плат на 7%, чтобы компенсировать рост инфляции и девальвацию рубля, реальные зарплаты в российских компаниях за два года заметно сократились.
С учетом официального уровня инфляции (11,4%), реальный рост доходов в 2013-2014 году составил 1,1%, а в 2014-2015 году это привело к падению уровня реального дохода на 6%.
Напомним, из последнего макроэкономического прогноза Минэкономразвития на 2016-2018 годы следует, что доходы россиян в 2018 году останутся ниже уровня 2014 года.
В базовом варианте прогноза (основывается на цене нефти 50-55 долларов за баррель в ближайшие три года) отмечалось, что мораторий на накопительные пенсионные взносы вкупе с сохранением жестких условий кредитования станет причиной затягивания инвестиционного спада еще на год. При этом еще месяц назад ведомство ожидало, что в 2016 году спад инвестиций прекратится.
Причиной ухудшения прогноза в части реальных доходов населения называется высокая инфляция и ограничение роста расходов бюджета на социальную сферу.