У Белоруссии и Ирана действительно много тем для обсуждения. Страны ведут совместную нефтедобычу Упоминавшийся проект сборки "Самандов" доставляет пока больше хлопот, чем прибыли
ВСЕ ФОТО
 
 
 
У Белоруссии и Ирана действительно много тем для обсуждения. Страны ведут совместную нефтедобычу
Reuters
 
 
 
Упоминавшийся проект сборки "Самандов" доставляет пока больше хлопот, чем прибыли
Reuters
 
 
 
Уже более года идут разговоры о том, что белорусско-иранское нефтедобывающее предприятие добывает нефть в тестовом режим
Reuters

Во вторник начался двухдневный визит министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова в Иран. Посещение главы внешнеполитического ведомства Тегерана помимо всего стоит расценивать как подготовку визита в эту страну президента Белоруссии Александра Лукашенко. Планируется, что он вместе с иранским коллегой Махмудом Ахмади Нежадом торжественно откроет совместное нефтяное месторождение, пишет "Независимая газета".

Пресс-служба МИД Белоруссии сообщила, что запланирован ряд встреч Сергея Мартынова с руководством Ирана. "В ходе переговоров планируется обсудить ход реализации проектов двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, актуальных вопросов взаимодействия Белоруссии и Ирана на международной арене", – говорится в сообщении.

- Украина готовит повод для обострения российско-белорусских отношений

У Белоруссии и Ирана действительно много тем для обсуждения. Страны ведут совместную нефтедобычу, медленно, но все же реализуется проект по сборке в Минске иранских автомобилей "Саманд". Помимо этого в Белоруссии созданы два банка с иранским капиталом. Не так давно посол Ирана в Белоруссии Сейед Абдолла Хосейни выступил с предложением белорусским компаниям участвовать в тендерах по добыче природного газа. "Им будет оказано особое содействие", – пообещал он при этом.

Отношения Ирана и Белоруссии стали выстраиваться после встречи президентов Лукашенко и Ахмади Нежада на саммите Движения неприсоединения. Страны объединяют сложные отношения с Западом, они выступают против однополярного мира. Правда, политическое единство пока не перешло в экономическую плоскость – товарооборот между странами в 2009 году сложился всего лишь на уровне 70 млн долларов.

Упоминавшийся проект сборки "Самандов" доставляет пока больше хлопот, чем прибыли: собранные под Минском машины не отличаются высоким качеством, но при этом стоят отнюдь не дешево, а потому не особо востребованы белорусскими автолюбителями. Вместо объявленного в плане выпуска тысяч машин (перспективные планы – 60 тысяч) пока еле удается собрать и реализовать несколько сотен. Особые надежды СП возлагает на создание Таможенного союза.

Уже более года идут разговоры о том, что белорусско-иранское нефтедобывающее предприятие добывает нефть в тестовом режиме и ждет визита в эту страну Александра Лукашенко для того, чтобы торжественно открыть месторождение и перейти к промышленной добыче. Посол Ирана в Белоруссии на своей недавней пресс-конференции в январе вновь напомнил об этом и заверил журналистов, что в нынешнем году визит обязательно состоится. Судя по активному обмену визитами, а в январе Минск посетил глава администрации президента Ирана Эсфандияр Рахим Машаи, визит Лукашенко может состояться в ближайшее время.

Напомним, что Иран и Белоруссия вместе разрабатывают месторождение "Джофеир", запасы которого оцениваются в 2,1 млрд баррелей. Очевидно, что более или менее конкретные планы по объемам нефтедобычи в Иране могут быть озвучены в ходе предстоящего визита Лукашенко в Иран и начала промышленной эксплуатации месторождения. На фоне проблем с поставками нефти из России – пока еще основного и единственного поставщика этого сырья в Белоруссию, запуск белорусско-иранского проекта нефтедобычи на полную мощность будет выглядеть как победная веха на пути достижения Белоруссией энергетической независимости.

Нефтедобыча в Иране – это не единственное, что делает Белоруссия для диверсификации энергетических поставок. Белорусско-венесуэльское СП уже ведет промышленную добычу недалеко от Каракаса. Осенью предприятие объявляло о том, что добыт первый миллион тонн нефти. Как ранее заявляло белорусское руководство, в перспективе в Венесуэле можно получать до 4 млн тонн нефти. Пока Белоруссия продает нефть, добытую за рубежом на мировом рынке. Однако удорожание (примерно на 2 млрд долларов в год) российской нефти, по мнению экспертов, заставит Минск задуматься если не о поставках иранской и венесуэльской нефти на свои НПЗ, то хотя бы каспийской.