Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко недавно заявил, что больше половины молодых врачей и учителей после окончания институтов не работают по специальности, в результате чего в этих сферах ощущается явный дефицит кадров
 
 
 
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко недавно заявил, что больше половины молодых врачей и учителей после окончания институтов не работают по специальности, в результате чего в этих сферах ощущается явный дефицит кадров
НТВ

Сразу несколько федеральных чиновников заговорили о том, как хорошо было раньше, когда выпускники педагогических и медицинских вузов шли по распределению трудиться в конкретные школы и медучреждения. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко недавно заявил, что больше половины молодых врачей и учителей после окончания институтов не работают по специальности, в результате чего в этих сферах ощущается явный дефицит кадров.

Решить эту проблему Онищенко предложил радикально: ввести в педагогических и медицинских вузах страны советскую систему распределения. Похожую идею высказал и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. А вице-премьер московского правительства Людмила Швецова пошла дальше всех - она сообщила, что столичные выпускники вузов будут заключать контракты и отрабатывать 3 года по специальности, сообщают "Новые известия". Идея такова - государство платит за обучение студентов, а потом они несколько лет должны отработать по специальности, возмещая тем самым нехватку рабочих рук.

Насколько идея возвращения тотального распределения реальна, сказать пока трудно, но своеобразный плацдарм для ее реализации уже есть. В Москве уже полтора года идет эксперимент по распределению выпускников Московского городского педагогического университета, напоминает газета. Швецова предложила расширить эту систему до обязательных контрактов, но пока предложение обсуждается. "К МГПУ будут присоединены Московский городской психолого-педагогический университет и городской педагогический институт, - объяснил изданию глава пресс-службы департамента образования Москвы Александр Гаврилов. - Но мы никого из студентов пока не заставляем подписывать контракты силой. Мы работаем со школьниками, находим учеников, которые хотят стать педагогами и работать в школах, и предлагаем им контракты - бесплатное обучение в вузе с последующей отработкой по специальности. Выпускники могут найти себе работу в школе, либо мы им предоставим список вакансий. Если же они откажутся от отработки, то им придется выплатить стоимость обучения".

Подобный эксперимент проводит и департамент здравоохранения Москвы. В Российском государственном медицинском университете с 1998 года создан специальный, московский факультет, выпускающий врачей-педиатров и терапевтов. Со всеми поступившими на этот факультет заключается контракт, подразумевающий трехлетнюю отработку в поликлиниках Москвы. "Когда молодые люди поступают, мы заключаем трехсторонний контракт - между университетом, департаментом здравоохранения Москвы и учащимися, - рассказала заместитель декана московского факультета Марина Блохина. - Студенты обязуются учиться, а после окончания учебы - отработать 3 года в поликлиниках. За их обучение платит департамент здравоохранения, он же предоставляет справки о вакантных местах в поликлиниках на должности участковых врачей, педиатров и терапевтов, а также вакансии в "скорую помощь". Студенты могут сами выбрать себе место для работы, могут даже договориться с поликлиникой около дома, главное, чтобы это было государственное заведение. Затем заключается еще один контракт - между выпускником, главным врачом поликлиники и департаментом здравоохранения. Если студент не захочет идти работать, то ему придется заплатить за свое обучение".

Как рассказала Марина Блохина, желающих поступить на московский факультет больше, чем количество мест, - 160 на дневное отделение и 40 на вечернее. Уже состоялось три распределения. "Как ни странно, но у нас практически все пошли работать в поликлиники, - говорит Блохина. - Только несколько человек - в академическом отпуске или ухаживают за детьми".

Тем временем у поступивших на московский факультет студентов уже возникли сомнения по поводу своего выбора. Студенты утверждают, что с них спрашивают гораздо более серьезно, нежели с тех, кто учится на остальных факультетах. А старшекурсники говорят, что они не могут свободно сменить специализацию или перевестись в другой вуз.