Надзор в банковской сфере следует изменить, считает глава федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин, сообщает РИА "Новости"
"Нормативная база по надзору выстраивалась в правильном направлении - в направлении ужесточения надзора за несостоятельными, жульническими банками. Нормативная база может существовать, но ею можно в разной степени пользоваться", - сказал Вьюгин в воскресенье журналистам в Сингапуре, где проходит встреча глав финансовых ведомств и управляющих банков стран "Большой семерки" (G-7).
Глава ФСФР считает, что надзор нужно перестроить в двух направлениях. "По нормативной базе нужно продолжать в том же духе, а по исполнению, на мой взгляд, надзор нужно несколько перестроить", - сказал он, подчеркнув, что это его личное мнение.
Как пояснил Вьюгин, во-первых, следует деперсонифицировать принятие решений в банковской сфере, в частности, решений по отзову лицензий. Во-вторых, следует рассмотреть возможность привлечения правоохранительных структур в борьбе с недобросовестными банками.
Он подчеркнул, что первое предложение менее радикальное и предполагает, что вопрос о принятии решения должен вноситься техническим сотрудником ЦБ. Принимать решение должен совет директоров.
Второе - более радикальное, предложение связано с наличием в банковской сфере криминала, отметил глава ФСФР.
"Мы убедились 14 сентября (когда был убит первый зампредседателя ЦБР Андрей Козлов), что в банковской сфере есть криминал. А с криминалом, как известно, борются не гражданские лица, а несколько другие лица, которые вооружены и имеют полномочия нажать на курок. По идее, можно было бы представить надзор таким образом, чтобы он был более силовым. Я в этом не вижу ничего страшного", - сказал он.
Вьюгин привел в пример Францию, где финансовые власти либо имеют в своем составе силовые подразделения, либо могут их привлекать к операциям. "В США комиссия по ценным бумагам не вооружена, но обладает довольно серьезными силовыми полномочиями", - также рассказал Вьюгин.
Как отметил Вьюгин, Центробанк старался активно пользоваться нормативной базой, и это проявлялось в том, что стали отзываться лицензии.
По его словам, данные предложения могли бы обезопасить чиновников ЦБ, которым сейчас приходится подписываться под решениями Центробанком (например, об отзыве лицензий).
Говоря об убийстве Андрея Козлова, Вьюгин высказал уверенность, что Козлов мешал криминальному бизнесу.
"За годы стабильности сложилось так, что далеко не все чиновники работают принципиально, исполняя только закон и преследуя только законные цели и интересы государства. На разных уровнях сложились "деловые" взаимоотношения между бизнесом и чиновничеством, и такие люди, как Андрей Андреевич, они просто исключение", - сказал Вьюгин.
Отвечая на вопрос журналистов, считает ли он, что гибель Козлова говорит о возращении криминального бизнеса по аналогии с 90-ми годами прошлого века, Вьюгин сказал: "Нельзя сказать, что ничего не изменилось (с 90-х годов)".
Он отметил, что многие бизнесмены уже давно работают только в легальном секторе экономике. "Но это изменение коснулось не всех. Есть огромные сектора, связанные с нелегальным импортом, с импортом, с которого не уплачиваются налоги. Банковская система здесь необходима, без нее любой механизм работать не будет. Деньги чемоданами возить не будешь. В один чемодан влезает $1 миллион, а речь идет о миллиардах", - сказал глава ФСФР.
Он заметил, что в Италии, например, реальная борьба с мафией и коррупцией началась, "когда появились люди, которые сказали себе: "Мне угрожают, моя работа опасна, но я буду делать то, что мне говорит совесть". По его мнению, Андрей Козлов был именно таким человеком.
Вьюгин считает, что реакция властей на его убийство должна быть "достаточно яркая и жесткая".
Покушение на первого зампреда Банка России Андрея Козлова было совершено в минувшую среду вечером на улице Олений Вал в Москве. По данным прокуратуры, двое преступников открыли огонь по банкиру из автоматического оружия, когда он выходил из спорткомплекса "Спартак". На месте погиб водитель первого зампреда ЦБ. Сам Козлов скончался в четверг утром в больнице от полученных ранений.