Прокуратура Германии закрыла дело об отмывании денег против генерального директора Commerzbank Клауса-Петера Мюллера, но расширяет расследование деятельности других бывших руководителей банка Нынешнее следствие против сотрудников Commerzbank было заведено еще в начале 2003 года и сосредоточилось сейчас вокруг последствий российской приватизации
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Прокуратура Германии закрыла дело об отмывании денег против генерального директора Commerzbank Клауса-Петера Мюллера, но расширяет расследование деятельности других бывших руководителей банка
DPA/ netscape.de
 
 
 
Нынешнее следствие против сотрудников Commerzbank было заведено еще в начале 2003 года и сосредоточилось сейчас вокруг последствий российской приватизации
kvadrat.dk
 
 
 
Прокуратура расследует роль Commerzbank в сделках, которые растворили акции государственных компаний в петербургском холдинге "Телекоминвест", созданном в 1994 году Леонидом Рейманом
Вести

Прокуратура Германии закрыла дело об отмывании денег против генерального директора Commerzbank Клауса-Петера Мюллера, но расширяет расследование деятельности других бывших руководителей банка. Следователи пришли к выводу, что не могут доказать, что Мюллер, умышленно или по халатности, способствовал совершению преступления. Бумажный след "не доходит до уровня Мюллера в иерархии", заявила газете The Wall Street Journal пресс-секретарь прокуратуры Франкфурта Дорис Меллер-Шеу.

При этом прокуратура утверждает, что изученные улики ставят вопросы о деятельности пяти других сотрудников Commerzbank, и она обратилась к другим странам за помощью в расследовании. (Полный текст на сайте Inopressa.Ru.)

В прошлом году расследование затронуло нью-йоркские отделения Barclays PLC и других западных банков. В письмах своим коллегам в других странах Запада прокуроры из Франкфурта назвали главным объектом расследования российского министра телекоммуникаций. Министр Леонид Рейман заявил, что не совершает ничего противозаконного.

Расследование в Германии привело в прошлом году к отставке члена правления Commerzbank Андреаса Де Мейзире, который сменил Мюллера на посту куратора восточноевропейских операций в 1999 году. Де Мейзире взял на себя ответственность за эту часть операций, заявил пресс-секретарь Commerzbank.

Получить комментарии у Мюллера и Де Мейзире не удалось.

"Расследование прокуратуры установило, что Клаус-Петер Мюллер не был связан с отмыванием денег", - говорится в выпущенном вчера заявлении банка.

Прокуратура расследует роль Commerzbank в сделках, которые растворили акции государственных компаний в петербургском холдинге "Телекоминвест", созданном в 1994 году Леонидом Рейманом. В связи с этой схемой отмывания денег упоминались имена Владимира Путина и его жены Людмилы, которая работала в одной из компаний, вовлеченных в аферу.

Пресс-секретарь Commerzbank утверждает, что хотя Мюллер руководил восточноевропейскими операциями в 1996-1999 годах, он уделял очень мало времени российскому направлению из-за экономического кризиса конца 1990-х годов. "Тогда мало кто хотел вести бизнес в России", - говорит пресс-секретарь Деннис Филлипс. По его словам, Мюллер сосредоточился на таких странах, как Польша.

Афера "Телекоминвеста"

Нынешнее следствие против сотрудников Commerzbank было заведено еще в начале 2003 года и сосредоточилось сейчас вокруг последствий российской приватизации. Как предполагают следователи, приватизированные объекты переходили из рук в руки, в конце концов превращались в живые деньги, которые затем инвестировались в нужные фирмы. Именно по такой схеме, как утверждает другая немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), через First National Holding в Люксембурге была прокручена большая сумма денег, которая через "Телекоминвест" была вложена в российскую телекоммуникационную компанию мобильной связи "Мегафон".

По данным американской The Wall Street Journal, схема отмывания выглядит несколько иначе. Адвокат Джеффри Гальмонд, известный по скандалу со спорным пакетом акций "Мегафона", получал в распоряжение от "Телекоминвеста" активы российских телекоммуникационных компаний и за счет размытия в них государственной доли получал над ними контроль. Джеффри Гальмонду помогал сотрудник Commerzbank Майкл Норт. Вместе с Вадимом Виноградовым, другим бывшим сотрудником Commerzbank, и с помощью подставной структуры Eurokapital Норт отмывал полученные Джеффри Гальмондом активы. WSJ оценивает их нынешнюю стоимость в несколько миллиардов долларов. Газета при этом не приводит каких-то конкретных схем отмывки денег либо активов. Говорится лишь о том, что "Телекоминвест" мог покупать акции телекоммуникационных компаний со значительным дисконтом.

До недавнего времени участие господина Гальмонда в схеме было неизвестно, говорится в публикации WSJ, и только судебный процесс вокруг спорного пакета "Мегафона" выявил, что и он причастен к скандалу вокруг Commerzbank. 27 июля 2004 года на этом процессе сам господин Гальмонд заявил, что Commerzbank действовал лишь в роли номинального держателя акций холдинговой компании, который был продан контрольный пакет "Телекоминвеста". Гальмонд утверждает, что является полноправным владельцем этого холдинга. Однако пресса, освещающая скандал, считает, что на самом деле за ним стоит министр связи Леонид Рейман.

В начале 90-х петербургский рынок связи контролировался двумя государственными компаниями: "Петербургской телефонной сетью" (ПТС) и "Санкт-Петербургским междугородным международным телефоном" (СПб ММТ). В 1994 году эти две государственные компании основали холдинговую компанию "Телекоминвест". Одним из основателей "Телекоминвеста" выступил нынешний министр телекоммуникаций Леонид Рейман, а главным активом стали 45% акций компании "Северо-Западный GSM" - монополиста в области GSM-связи в Санкт-Петербурге, который впоследствии сформировал ядро компании "Мегафон".