Иск Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) к Goldman Sachs обнажил проблему, которая на Уолл-стрит была секретом Полишинеля: интересы избранных клиентов инвестбанки удовлетворяли за счет остальных
 
 
 
Иск Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) к Goldman Sachs обнажил проблему, которая на Уолл-стрит была секретом Полишинеля: интересы избранных клиентов инвестбанки удовлетворяли за счет остальных
Reuters

Иск Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) к Goldman Sachs обнажил проблему, которая на Уолл-стрит была секретом Полишинеля: интересы избранных клиентов инвестбанки удовлетворяли за счет остальных, пишет газета "Ведомости".

Когда цены на недвижимость пошли вниз, крупные клиенты, прежде всего хедж-фонды, захотели на этом заработать. Чтобы они могли играть на понижение, банки разработали специальные продукты, например CDO - облигации, обеспеченные долговыми обязательствами. Их выпускали Deutsche Bank, UBS, Merrill Lynch и другие.

После размещения эти бумаги обычно быстро дешевели, хедж-фонды зарабатывали, а вложения рядовых инвесторов, которых банки не предупреждали, "под кого" делается выпуск, обесценивались.

Теперь SEC проверит подобные сделки, в частности, Goldman Sachs, предупредил в пятницу директор комиссии по надзору Роберт Кузами. Bloomberg оценивает объем таких сделок в 40 млрд долларов.

Трейдеры Deutsche Bank поняли, что проблемы не за горами, еще в сентябре 2005 года. Аналитик банка, пообщавшись с компаниями, обслуживавшими ипотеку в Калифорнии, подготовил доклад с предупреждениями о грядущих убытках по высокорискованным кредитам, отметив, что было бы "разумным" купить страховку от дефолта по ипотечным бондам.

В 2005-2006 гг. брокерское подразделение Deutsche Bank в США выпускало CDO на ипотечные бонды, против которых играли его клиенты - хедж-фонды, рассказывают источники WSJ.

Среди них был фонд Джона Полсона, который помогал Goldman Sachs выбирать активы для CDO, а потом играл на падение их котировок. По словам трейдеров, он рекомендовал Deutsche Bank около 100 ипотечных активов. Некоторым рекомендациям банк следовал, не сообщая остальным клиентам о планах хедж-фондов.

Среди инвесторов в мошеннические, по мнению SEC, инструменты Goldman Sachs был IKB Deutsche Industriebank. Банк вложил в них 150 млн долларов, а аффилированная с ним Rhineland Funding Capital продала краткосрочные долговые расписки инвесторам. Через несколько месяцев инвестиции Rhineland не стоили практически ничего, и компания не могла обслуживать долг. В августе 2007 года рухнул IKB, Германия выделила на его спасение 11 млрд евро.

Теперь этой историей займется немецкий финансовый регулятор BaFin - он запросит информацию у SEC, сообщил представитель канцлера Германии Ульрих Вильгельм.

Потребовал от своего регулятора провести расследование и британский премьер Гордон Браун, который "шокирован моральным банкротством" Goldman Sachs.

Проблемы, которые обнаруживает пример Goldman Sachs, прокомментировал в своей колонке в The New York Times нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман. Он назвал банкиров "мародерами".

"Некоторое время назад стало известно, что Goldman Sachs и другие компании продавали ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, в то же время играя на их понижение с расчетом заработать прибыль. Такая практика, достойная порицания, тем не менее, не является нелегальной. Но теперь SEC выступает с обвинениями, что Goldman Sachs создавала и продавала инструменты, которые заведомо должны были обвалиться, чтобы важный клиент мог на этом заработать. Такое поведение я называю мародерством", - пишет Кругман.