Экономика России страдает от падения нефтяных цен и от отсутствия реформ, а западные санкции лишь усиливают влияние этих факторов. Об этом во вторник рассказал в интервью радио "Свобода" бывший ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев
 
 
 
Экономика России страдает от падения нефтяных цен и от отсутствия реформ, а западные санкции лишь усиливают влияние этих факторов. Об этом во вторник рассказал в интервью радио "Свобода" бывший ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев
Global Look Press

Экономика России страдает от падения нефтяных цен и от отсутствия реформ, а западные санкции лишь усиливают влияние этих факторов. Об этом во вторник рассказал в интервью радио "Свобода" бывший ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев, покинувший Россию в мае 2013 года.

В октябре прошлого года стало известно о его назначении главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Гуриев приступил к работе в сентябре 2016 года, это его первое интервью в новой должности.

Российские власти вынуждены идти на сокращение бюджетных расходов в реальных величинах. Это сказывается на сокращениях практически всех статей бюджета, в том числе и на оборонных расходах, говорит Сергей Гуриев.

Когда упали цены на нефть, российская экономика попала в рецессию, но краха не произошло. Причина в том, что российское правительство произвело существенное сокращение расходов, в частности отказалось от индексации пенсий, причем без политических последствий и значимых социальных потрясений.

Второй важный фактор состоит в том, что ЦБ перешел на режим гибкого курсообразования. Это позволило российской экономике быстро приспособиться к низким ценам на нефть без существенного снижения ВВП (по сравнению, например, с 2009 годом).

Главный вклад в рост цен в России внесли не западные санкции, а российские контрсанкции, пояснил экономист. Власти ввели эмбарго на импорт западного продовольствия, и это решение не отменено до сих пор. Инфляция остается высокой. При этом Центробанк много сделал для ее снижения, и в этом году инфляция уже не будет двузначной.

С другой стороны, в целом для западных экономик влияние российских антисанкций оказалось несущественным, его почувствовали только отдельные бизнес-группы. Например, те, кто экспортировал продовольствие в Россию, недовольны.

Позднее выяснилось, что совокупный экспорт продовольствия из Евросоюза не упал, а вырос. Никакого существенного влияния на его экономику российские контрсанкции не оказали. Что касается США, то никто никогда и не предполагал, что они вызовут заметный эффект, ведь экспорт продовольствия из Америки в Россию всегда был очень небольшим.

Для российской же экономики самым неприятным оказалось падение доходов.

"Только что опубликованы данные о доходах населения в августе. Зафиксировано восьмипроцентное падение доходов населения по отношению к августу прошлого года, и это при том, что прошлый год также был тяжелым (по крайней мере с точки зрения доходов). Ситуация, мягко говоря, непростая, - говорит экономист. - Вполне возможно, что рецессия заканчивается и в следующем году начнется рост, но темпы этого роста будут крайне низкими: примерно один процент в год".

Что касается исчерпания Резервного фонда, то оно, по мнению профессора, вполне реально - "если, конечно, не изменится экономическая политика, не вырастут цены на нефть и не будут сняты санкции". Тогда Резервный фонд закончится уже в этом году или в первой половине будущего года. Последствия состоят в том, что правительство будет вынуждено начать тратить Фонд национального благосостояния, который был создан, чтобы справиться с долгосрочным дефицитом пенсионной системы.

"Сейчас говорят о том, что он будет потрачен на финансирование текущего дефицита бюджета в 2017-2018 годах. В этом случае этот фонд будет израсходован в 2018 году. Дальше российскому правительству придется еще больше сокращать бюджетные расходы", - считает Гуриев.

Сергей Гуриев - доктор экономических и кандидат физико-математических наук, профессор. Он руководил Центром экономических и финансовых исследований и разработок, был экономическим советником правительства, входил в советы директоров "Сбербанка", "Россельхозбанка" и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Он также участвовал в подготовке докладов ЕБРР о переходном процессе и являлся членом внешней консультативной группы экономического департамента этой международной организации.

Свой отъезд из России Гуриев объяснил опасениями попасть под суд из-за участия в экспертизе по второму делу ЮКОСа, которая признала приговор Михаилу Ходорковскому несправедливым.

С 2013 года Гуриев жил во Франции, до лета этого года он был профессором парижского Института политических исследований Sciences Po. Круг его научных интересов включает исследования в области корпоративного управления, трудовой мобильности и коррупции.

ЕБРР был создан западными правительствами в 1991 году, чтобы помочь постсоциалистическим странам совершить переход к капитализму. Устав ЕБРР предусматривает работу только в тех странах, которые "привержены принципам демократии". Как международная организация ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.

ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами, однако работает и с государственными компаниями - в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации в них, а также совершенствования коммунального хозяйства.

В своем интервью радио "Свобода" Сергей Гуриев упомянул, что банк продолжает работать в России, но "не совершает в ней никаких новых операций". При этом старые проекты продолжат реализовываться.

Члены совета директоров банка, представляющие интересы большинства акционеров, в 2014 году рекомендовали менеджменту не рассматривать новые проекты в России из-за событий на Украине, пояснил он.