В понедельник сразу несколько зарубежных изданий посвящают статьи перспективам российской экономики и инвестициям в нее. Общий знаменатель публикаций британский The Times и The Financial Times и немецкой Handelsblatt таков: инвестиции в Россию сулят одно из двух - либо большой доход, либо большие проблемы.
Глава Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер высоко оценивает потенциал российской экономики, сообщает немецкая газета. В руководстве банка даже договорились о новой стратегии по переносу активности на восточное направление. Это значит, что доходность перекрывает даже немалые риски. "Доля участия банка в России должна вырасти с одной четверти в 2005 году до более чем 40% в 2010, тогда как для восточноевропейских стран после вступления в ЕС она сократится с 16% до 6%, чтобы затем полностью прекратиться. Более половины всех инвестиций банка пойдут в другие страны бывшего Советского Союза и на Балканы", - пишет немецкая газета. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)
Между тем, как отмечают британские издания, нельзя сказать, что Россия в последние годы подавала однозначные сигналы инвесторам: да, мы хотим вас видеть. Напротив, механизмы усмирения неугодных развиты намного лучше, чем способы привлечь зарубежные капиталы. "Правда ли, что Россия хочет иностранных инвестиций?.. Ответ: да, хочет, но на своих условиях, и в некоторых секторах, особенно в энергетике и других "стратегически важных" областях, иностранные инвесторы, похоже могут покупать только миноритарные пакеты российских компаний. Инвесторы по-прежнему сталкиваются с серьезными препятствиями, прежде всего с бюрократией и коррупцией. Но вознаграждения велики", - пишет The Financial Times. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)
В прошлогоднем обзоре Консультативный совет по иностранным инвестициям, дающий рекомендации по бизнес-климату многим транснациональным корпорациям, установил, что девять из десяти корпоративных инвесторов в Россию в годовых отчетах отметили рост продаж как минимум на 10%. У двух третей доходы выросли больше чем на 10%, а четыре из пяти - за два прошлых года успешно выполнили свои бизнес-планы. Процветающий потребительский сектор России притягивает растущие потоки, особенно через поглощения. В прошлом году Coca-Cola Hellenic Bottling приобрела российского производителя фруктовых соков Multon за 501 млн долларов, а Heineken купила пивоваренный завод "Иван Таранов" за 560 млн долларов.
В апреле 2005 года в своем обращении к нации президент Владимир Путин поставил задачу создания более благоприятного для инвесторов климата. Он добился частичного успеха. После долгого периода неопределенности российское правительство близко к выполнению своего обещания определить сферы, где будет применяться контроль над иностранными инвестициями, указывает The Financial Times.
Но при этом Путин не добился заметного прогресса в других сферах, например в борьбе с коррупцией. И у чиновников есть очень веские способы помешать неугодным. Аналитики предупреждают об опасности того, что иностранные пришельцы на российский рынок неожиданно для себя могут оказаться конкурентами крупных контролируемых государством компаний, которым благоволит правительство. "Ни от чего так не пробегает холодок по спине у инвесторов в России, как от налоговых претензий", - пишет The Times. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.) Второй действенный механизм - лицензирование бизнеса.
"Массовая коррупция - или, иначе говоря, вымогательства со стороны хищных бюрократов - существует благодаря противоречивым правилам, характер которых делает абсолютное их соблюдение невозможным", - пишет британская газета. В то же время The Times признает, что несмотря на многочисленные случаи вымогательств налоговыми органами у различных компаний, администрация Путина внесла в налоговую систему значимые поправки. В результате стало целесообразнее с практической точки зрения легализовать свои доходы, облегчив себе тем самым защиту от "государственной мафии". Сейчас в российском парламенте на обсуждение вынесено новое налоговое законодательство, которое введет более жесткие ограничения на ретроспективные налоговые проверки, которые после дела ЮКОСа вызывают наибольшие опасения у фирм.
И все же во многих областях еще слишком ощутим недостаток четких и прозрачных правил. В сфере природных ресурсов, где эффективные и полномасштабные денежные вложения все еще необходимы для дальнейшего экономического возрождения России, условия лицензий так детализированы и запутанны, что некоторые нарушения неизбежны. Давно запланированный новый закон, регулирующий добычу углеводородных и минеральных ресурсов, призван заменить существующую систему лицензирования, контролируемую бюрократами. Однако законопроект был заблокирован, а премьер-министр Михаил Фрадков публично рассуждает о том, что Россия еще недостаточно цивилизованна для такой реформы.