ВСЕ ФОТО

Вчера в Москве глава "Газпрома" Алексей Миллер собрал пресс-конференцию и подробно отчитался о совещании по ТЭКу, проведенном во вторник в Новом Уренгое. Среди приоритетных задач газового концерна он отметил: сокращение издержек, рост добычи газа и экспорта, а также выход на прямые поставки газа в Европу, минуя посредников. Как пишет "Коммерсант", эти меры помогут компенсировать потери бюджета от падения мировых цен на нефть.

Кроме того, Миллер лишний раз подтвердил решимость концерна избавляться от непрофильных активов и сокращать издержки.

Такие заявления отвечает пожеланиям президента Путина, который призывал топ-менеджмент "Газпрома" к "рачительности и эффективности".

Пристальное внимание обратила "ГаЗеТа" на новую экспортную стратегию "Газпрома", которую компания разрабатывает по поручению президента. Главное ее новшество заключается в том, что "Газпром" намерен самостоятельно работать на европейском рынке и выходить со своим газом на потребителя, а не продавать его через посредников. Это, по мнению руководства, удвоит выручку монополии, а вместе с ним и бюджета.

Новшество сенсационно, пишет издание. Особенно для самих посредников. В их числе такие известные компании, как немецкие "Рургаз" и "Фербунднетцгаз", французская "Газ де Франс", итальянская "Эни" и другие. Именно они закупают газ у "Газпрома" по долгосрочным контрактам и зарабатывают на перепродаже топлива газоснабжающим организациям, промышленным предприятиям, предприятиям коммунального хозяйства своих стран.

И условия этих контрактов таковы, что основные объемы газпромовского газа проданы на 10-30 лет вперед. По словам Миллера, у многих контракты истекут в 2008 году. Но у многих они истекут и в 2030 году. Например, с компанией "Рургаз" контракт заключен именно на этот срок. С "Газ де Франс" - до 2020 года. "Мы будем работать отдельно по каждой стране, потому что "Газпром" несет большие убытки от посредников", - подчеркнул Миллер.

В компаниях-посредниках считают, что у "Газпрома" назад дороги нет и пересматривать контракты он не сможет. По правилам международной торговли, изменения в одностороннем порядке не допускаются.

Между тем, по информации "ГаЗеТы", в контрактах есть такое понятие, как "существенное изменение обстоятельств", позволяющее вносить изменения в условия договоров. Юридически такое изменение может произойти, когда одна из сторон "в значительной степени лишается того, на что она рассчитывала при заключении договора". Таким образом, если бюджет будет испытывать серьезные затруднения, то "Газпром" вполне может воспользоваться своим правом, считает издание.