Помощник депутата Госдумы Максима Коробкова, Виталий Слизень подготовил ряд поправок к закону "О связи", которые позволят присвоить компаниям "большой тройки" статус "существенных операторов"
 
 
 
Помощник депутата Госдумы Максима Коробкова, Виталий Слизень подготовил ряд поправок к закону "О связи", которые позволят присвоить компаниям "большой тройки" статус "существенных операторов"
lenta.ru

Введение принципа "платит звонящий" вызвало значительные подвижки на рынке сотовой связи. Новые поправки в закон "О связи", предложенные помощником депутата Госдумы, могут привести к тому, что межоператорские тарифы, сейчас устанавливаемые компаниями самостоятельно, попадут в сферу ведения государства, пишет "Коммерсант". Кроме того, если компании "большой тройки" признают монополистами, их отчетность по расходам и доходам станет более прозрачной, что позволит антимонопольным органам лучше контролировать процесс ценообразования.

Помощник депутата Госдумы Максима Коробкова, Виталий Слизень подготовил ряд поправок к закону "О связи", которые позволят присвоить компаниям "большой тройки" статус "существенных операторов".

По нынешним правилам в эту группу попадают операторы, которым принадлежит не менее 25% номеров в географически определенной зоне нумерации или же которая может пропускать не менее 25% трафика. Для сотовых компаний подобное правило практически неприменимо, так как одни и те же коды номеров могут действовать в разных регионах России. При этом МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" вместе контролируют 86,1% российского рынка сотовой связи, обслуживая около 143 млн абонентов, сообщает газета "Ведомости".

Если поправки будут приняты и "большую тройку" признают "существенными операторами", то это будет означать, что их тарифы на присоединение и пропуск трафика будут регулироваться Россвязьнадзором, а компании будут обязаны вести раздельный учет своих доходов и расходов.

Фактически речь идет о межоператорском тарифе, то есть плате за соединение абонентов других компаний. Напомним, что недавно компании "большой тройки" установили между собой более низкие ставки по тарифу на межоператорские услуги, чем для других компаний. Например, за звонок абонента "Вымпелкома" на телефон компании МТС, "Вымпелком" заплатит МТС 95 копеек за минуту разговора своего абонента. При этом, любая другая компания-оператор, не входящая в "большую тройку", заплатит за ту же самую минуту разговора своего абонента уже 1 рубль 10 копеек. То есть, за один и тот же объем трафика внутри сетей "большой тройки" "вызывающий" оператор будет платить на 16% меньше, чем "вызывающий" оператор другой сети.

Подобное решение уже стало предметом рассмотрения Федеральной антимонопольной службы. Если поправки вступят в силу, то ФАС будет нечего рассматривать, так как максимальная ставка по всем тарифам будет устанавливаться Федеральной службой по надзору в сфере связи и Федеральной службой по тарифам.

Что касается отчетности, то все компании, признанные "существенными операторами" обязаны вести раздельный учет доходов и расходов. Это означает, что проверяющим органам станет предельно ясно, сколько на самом деле стоят услуги связи, что позволит ФАС выяснить, обоснованы ли тарифы, которые операторы устанавливают для своих клиентов.

Представители операторов сотовой связи уже выступили с неодобрением новой инициативы. По мнению компаний, новые поправки не сделают конкуренцию на рынке более прозрачной и уменьшат возможности рынка по привлечению инвестиций.

Впрочем, по мнению экспертов, поправки, если они будут приняты, вряд ли нанесут серьезный ущерб компаниям, но сказать наверняка можно будет только тогда, когда станет известно какую ставку тарифов на межоператорские расчеты установит для сотовых компаний государство.

Однако некоторые эксперты полагают, что попытка введения госрегулирования может дать обратный эффект. Компании постараются компенсировать все потери за счет повышения тарифов для абонентов. Нечто схожее произошло после того, как государство установило более низкую, чем хотели сотовые компании, плату за звонки с городских телефонов на мобильные.