Социолог Борис Дубин считает, что средний класс традиционно является одним из главных векторов демократического процесса Мне кажется, у политиков и среднего класса – разные жизни
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Социолог Борис Дубин считает, что средний класс традиционно является одним из главных векторов демократического процесса
RTV International
 
 
 
Мне кажется, у политиков и среднего класса – разные жизни
НТВ
 
 
 
Несмотря на имеющиеся у них деньги, 76% этих состоятельных русских "не чувствуют себя защищенными от возможного произвола властей"
НТВ

Зарождающийся российский средний класс вписывается в ту же схему потребления, что и его западные "собратья", но в то же время считает, что совершенно не в состоянии повлиять на политическое будущее страны, говорится в исследовании, презентацию которого в Париже провел европейский центр ЕС-Россия и московский Левада-Центр.

Социолог Борис Дубин считает, что средний класс традиционно является одним из главных векторов демократического процесса. "Именно на него рассчитывают наблюдатели, говоря о развитии правового государства и истинном возрождении помимо нефтяного процветания", – поясняет Дубин Le Figaro (полный текст на Inopressa.ru).

То, что "опрометчиво именуют российским средним классом", не обладает характеристиками такового, предупреждает автор исследования, подчеркивая его "хрупкость" и "взгляд на мир, совпадающий со взглядом советизированной массы страны".

Cоциологи напоминают, что многие страны третьего мира обладают аналогичными чертами: зажиточным классом, интегрированным в глобализацию, и балканизированными массами.

В центре исследования, проведенного в апреле-мае этого года в крупных городах России, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, было молодое население со средним ежемесячным доходом 1500 евро на человека и высшим образованием.

Очень состоятельный по российским критериям, этот социальный слой, имеющий основное и дополнительное место жительства, 1-3 машины, составляет 3-4% населения страны, тогда как тех, чей уровень жизни можно назвать "довольно высоким", в общей массе населения – 12%, говорится в исследовании.

Респонденты много путешествуют, интересуются новостями и регулярно пользуются интернетом. Но главное в том, что, несмотря на свое благосостояние, эта активная социальная прослойка очень беспокоится за свое будущее.

Около 49% из этих привилегированных считают ситуацию в России нестабильной. 59% полагают, что "ситуация может измениться в любой момент". 83% представителей состоятельной России убеждены, что не могут повлиять на политический процесс, а 57% не имеют ни малейшего желания в нем участвовать, даже в пределах своего города.

"Мне кажется, у политиков и среднего класса – разные жизни", – говорит один из респондентов. "Люди больше не верят властям, не обращают внимания на политику и не смотрят телевизор", – добавляет другой. Несмотря на имеющиеся у них деньги, 76% этих состоятельных русских "не чувствуют себя защищенными от возможного произвола властей".

Этот слой, казалось бы, должен быть наиболее прозападным, половина его представителей допускает мысль об эмиграции. И в то же время 71% опрошенных заявили, что Западу не нравится идея сильной России. "Они живут в современном мире, но голова их – в СССР", – заключает Дубин.