Махмуд Реза Саджади заявил, что его страна хотела бы участвовать в поставках российских углеводородов в южном направлении Для России Иран является естественным транспортным каналом на пути к рынкам Юго-Восточной Азии и Индии
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Махмуд Реза Саджади заявил, что его страна хотела бы участвовать в поставках российских углеводородов в южном направлении
Global Look Press
 
 
 
Для России Иран является естественным транспортным каналом на пути к рынкам Юго-Восточной Азии и Индии
Global Look Press
 
 
 
Создание свопа в этом случае может позволить и Ирану, и России достичь экономии на логистике благодаря более короткому транспортному плечу при продаже иранской нефти на севере и российской - на юге
Global Look Press

Зажатый международными санкциями Иран пытается найти выход из ситуации, рассчитывая в том числе и на российскую поддержку. К тому же - на взаимовыгодных условиях.

Накануне посол Исламской Республики Иран Махмуд Реза Саджади заявил, что его страна хотела бы участвовать в поставках российских углеводородов в южном направлении. Кроме того, есть заинтересованность и в участии российских компаний в иранских нефтегазовых проектах.

По мнению экспертов, предложение хотя и не новое, но вполне перспективное, учитывая, что отечественные компании, не имеющие активов в США, могут не опасаться попасть под действие американских санкций, пишет во вторник "Независимая газета".

"Иран может играть роль страны, которая транспортирует российскую нефть и газ в южном направлении путем осуществления своповых (обменных) операций", - заявил иранский дипломат в интервью, текст которого был опубликован накануне на сайте посольства.

По его словам, Тегеран заинтересован в участии российских нефтегазовых компаний в соответствующих проектах в Иране. "Также, учитывая наш опыт сотрудничества с российскими компаниями, полагаем, что есть перспектива нашего партнерства, в том числе в третьих странах", - добавил он.

По мнению экспертов, иранское предложение может оказаться выгодным для российских компаний. "Для России Иран является естественным транспортным каналом на пути к рынкам Юго-Восточной Азии и Индии, причем наличие довольно развитой портовой инфраструктуры в стране позволяет миновать напряженные территории Афганистана и Пакистана. Создание свопа в этом случае может позволить и Ирану, и России достичь экономии на логистике благодаря более короткому транспортному плечу при продаже иранской нефти на севере и российской - на юге", - отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании "Универ" Дмитрий Александров.

Он также отмечает, что позиции Ирана в этом вопросе достаточно сильные, поскольку, даже несмотря на санкции, он является одним из ключевых игроков на европейском рынке нефти при совокупном экспорте около 113 млн тонн в год. Это половина добычи нефти в России.

Старший аналитик компании "Арбат Капитал" Виталий Громадин отмечает, что озвученная идея далеко не нова. "В отсутствие трубопроводной системы, связывающей юг и север Ирана, своповые сделки уже обсуждались, и не раз, - отмечает он. - С центральноазиатскими странами Иран ведет сотрудничество еще с 2001 года по поставкам нефти на север страны взамен на отгрузку аналогичных объемов в Персидском заливе. Поэтому схему эту можно назвать вполне жизнеспособной, и российские компании готовы к ее реализации для повышения диверсификации продаж".

К тому же отсутствие активов в США снижает опасения перед американскими санкциями. "Год назад "Лукойлу" пришлось выйти из проекта по разработке участка Анаран в Иране из-за имевшихся у него интересов в Америке, - уточнил Громадин. - Но на это место уже претендует "Газпром нефть", а материнскому "Газпрому" будут интересны газовые месторождения Южный Парс и Северный Парс.

Как сказал аналитик БКС Андрей Полищук, возможно, речь идет о нефти с каспийских месторождений, а рынком сбыта может стать Индия.