Начавшееся месяц назад падение цен на нефть - это сигнал о циклическом сдвиге в глобальной экономике. Заканчивается десятилетний суперцикл "дорогой нефти" Рост цен на основное сырье, такое как нефть, приводит лишь к росту издержек бизнеса и населения, такой рост становится тормозом для мировой экономики: 10 из 11 рецессий в американской экономике предшествовал заметный рост цен на нефть
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Начавшееся месяц назад падение цен на нефть - это сигнал о циклическом сдвиге в глобальной экономике. Заканчивается десятилетний суперцикл "дорогой нефти"
Global Look Press
 
 
 
Рост цен на основное сырье, такое как нефть, приводит лишь к росту издержек бизнеса и населения, такой рост становится тормозом для мировой экономики: 10 из 11 рецессий в американской экономике предшествовал заметный рост цен на нефть
Global Look Press
 
 
 
Резкое снижение нефтяных цен приведет к росту западных экономик, которые активно тратили на импорт сырья, и освободит капитал для более продуктивных секторов, предсказывает Morgan Stanley
Reuters

Начавшееся месяц назад падение цен на нефть - это сигнал о циклическом сдвиге в глобальной экономике. Заканчивается десятилетний суперцикл "дорогой нефти". Так уже было несколько раз: как только расходы на нефть достигали 6% мирового ВВП, рост экономики замедлялся и спрос на энергоносители падал. России эксперты уже рекомендовали привыкнуть жить с мыслью, что цены на нефть упадут.

Эксперты вообще считают, что для России наступает непростое время: набирает силу вторая волна кризиса, а бурные политические события означают смену политических эпох. И президент Владимир Путин на форуме в Петербурге не скрывал беспокойства.

Нефтяники и прочие торговцы энергоресурсами сосут кровь из мировой экономики, их сверхприбыли оборачиваются убытками сотен миллионов домохозяйств по всему миру. Но время дорогой нефти уходит: как и пузырь доткомов когда-то, сырьевой пузырь скоро лопнет, считают в Morgan Stanley. Цены упадут, а рост снова ускорится. Так будет продолжаться примерно двадцать лет, до следующего десятилетия дорогой нефти, передает "Финмаркет".

Рост цен на основное сырье, такое как нефть, приводит лишь к росту издержек бизнеса и населения, такой рост становится тормозом для мировой экономики: 10 из 11 рецессий в американской экономике предшествовал заметный рост цен на нефть.

Скачок цен на нефть воспринимается как большой налог, а последующее снижение - как большое снижение налогов. Так что конец нефтяного бума станет хорошей новостью для мировой экономики, пишет Ручир Шарма, глава Morgan Stanley Investment Management.

Сырьевая мания привела к тому, что огромные состояния оказались в неподходящих руках. В 2001 году в мире было 29 миллиардеров в энергетическом секторе и 75 миллиардеров в секторе технологи, в 2011 году они поменялись местами: 36 миллиардеров в технологическом и 91 в энергетическом, преимущественно в нефтяном. Потери для них теперь неизбежны, но их убытки обернутся доходами потребителей по всему миру.

Кроме сырьевых королей, огромные убытки понесут и многие биржевые спекулянты, которые удвоили общий объем инвестиций в сырье в последние пять лет, в 2011 году он составлял более 400 млрд долларов.

Именно они раздули спекулятивный пузырь на сырьевых рынках до невероятных размеров: сегодня ежедневный объем торговли энергетическими фьючерсами в 25 раз превышает ежедневный мировой спрос на энергоносители.

Перемены будут невероятно драматичными и масштабными, уверен Шарма. В этом смысле сырьевые пузыри - это худший вид пузырей: когда они лопаются, капитал просто разрушается, исчезает, а общество остается без тех активов, которое оно инвестировало в нефть.

Изменится ландшафт мировой экономики: разбогатевшие на продаже сырья страны, вроде России и Бразилии, потеряют существенную часть своих доходов, а импортеры сырья, США, Китай, Индия или даже Турция, получат новые преимущества за счет дешевеющих ресурсов.

Резкое снижение нефтяных цен приведет к росту западных экономик, которые активно тратили на импорт сырья, и освободит капитал для более продуктивных секторов, предсказывает Morgan Stanley.

России рекомендовано жить с мыслью о дешевой нефти

Председатель правления Goldman Sachs Asset Management и автор термина БРИК Джим О'Нил на этой неделе признал, что инвесторы не верят в диверсификацию экономики России, и советует россиянам жить с мыслью, что цены на нефть упадут.

"Я уже говорил, что для России было бы очень хорошо жить с мыслью, что цены на нефть упадут. Потому что это единственный способ заставить себя диверсифицировать экономику", - сообщил О'Нил.

"Инвесторы пока не верят в диверсификацию российской экономики и настроены весьма скептично", "они хотят видеть какие-то доказательства, но пока их нет", - утверждает он.

Джим О'Нил также отметил, что инвесторы вряд ли обеспокоены политическими и социальными протестами, которые проходят в Москве, "им, скорее, интересны последствия происходящего".

Отток капитала из России происходит не из-за продолжающихся протестов, считает представитель Goldman Sachs: "Деньги утекают, потому что их выводят русские, а не из-за того, что думают иностранцы".

Россия будет решать проблему нового кризиса старыми способами

Ситуация в мировой экономике напряженная, но у России есть меры антикризисного реагирования: субординированные кредиты, госгарантии, программы стимулирования спроса и поддержки занятости.

России нужно строить новую экономику, не зависящую от цен на нефть, признал на форуме в Петербурге президент Владимир Путин. Нефть перестает быть источником роста, объяснил министр экономического развития Андрей Белоусов: добыча стабилизируется на уровне 510 млн т в год, внутреннее потребление будет расти, а значит, экспорт начнет сокращаться. Новым источником роста должны быть инвестиции и правительству предстоит кардинально улучшить инвестиционный климат, твердит министр.

Антикризисный план обсуждался у премьера Дмитрия Медведева две недели назад. Он состоит из четырех частей - бюджетные и социальные меры, поддержка реального и финансового секторов. Правительство разработает кризисный вариант бюджета на случай падения цены барреля нефти до 60 долларов, попросит у президента и парламента возможности распоряжаться 500 млрд рублями без внесения поправок в бюджет, кардинально упростит процедуру получения госгарантий.