Владимир Путин, 21 июня 2012 года
 
 
 
Владимир Путин, 21 июня 2012 года
Global Look Press

Для России наступает непростое время: набирает силу вторая волна кризиса, а бурные политические события означают смену политических эпох. И президент Владимир Путин на форуме в Петербурге не скрывал беспокойства, пишут "Ведомости": ситуация в мировой экономике напряженная, но у России есть меры антикризисного реагирования: субординированные кредиты, госгарантии, программы стимулирования спроса и поддержки занятости.

России нужно строить новую экономику, не зависящую от цен на нефть, признал на форуме Путин. Нефть перестает быть источником роста, объяснил министр экономического развития Андрей Белоусов: добыча стабилизируется на уровне 510 млн т в год, внутреннее потребление будет расти, а значит, экспорт начнет сокращаться. Новым источником роста должны быть инвестиции и правительству предстоит кардинально улучшить инвестиционный климат, твердит министр.

Антикризисный план обсуждался у премьера Дмитрия Медведева две недели назад, указывает газета. Он состоит из четырех частей - бюджетные и социальные меры, поддержка реального и финансового секторов. Правительство разработает кризисный вариант бюджета на случай падения цены барреля нефти до 60 долларов, попросит у президента и парламента возможности распоряжаться 500 млрд рублями без внесения поправок в бюджет, кардинально упростит процедуру получения госгарантий.

Сайт Заголовки.ру продолжает развивать тему наступающего кризиса. Эксперты считают, что власти РФ к кризису не готовы. А по мнению бывшего главного финансиста страны Алексея Кудрина, кризис может быть еще более глубоким и продолжительным. Кудрин предрекает падение ВВП на 3-4% в 2013 году.

"Я думаю, что мы находимся в начале полноценного кризиса, очень серьезного. Проблема Греции не решена и, скорее всего, уже не будет решена. Выход Греции из еврозоны для меня практически неизбежен, - цитирует слова Кудрина "Комсомольская правда". - По некоторым показателям мы хуже готовы, у нас меньше резервов. Нам кажется, что у нас опыт больше - мы знаем, что делать, мы один раз это проходили. Но этот новый кризис не будет похожим, он будет иметь свои особенности. Поэтому уповать на то, что нам уже известно, как все делается - неправильно. Нам придется на ходу смотреть, как будет разворачиваться этот особый, новый вид кризиса".

Российские власти, демонстрирующие в первой половине года оптимизм, уже не отрицают того, что кризис для нас - вполне вероятный сценарий, пишут "Новые известия". Минфин принял решение зарезервировать 500 млрд рублей для прямого финансирования антикризисных мер в 2013 году и добивается права воспользоваться средствами Резервного фонда для реализации антикризисных мер.

Власти готовы встретить новую волну кризиса, вооружившись рецептами 2008-2009 года, которые включали госгарантии, накачку банков, запрет увольнений и помощь корпорациям. На этой неделе министры утвердят эти пакеты антикризисных мер. Но независимые экономисты считают такую подготовку неправильной - ведь эти рецепты не спасли страну от рекордного падения ВВП. Кроме того, эти меры сложно назвать антикризисными - они лишь смягчили на короткое время экономический шок, пишет "Независимая газета".

"Вторая волна кризиса для России будет означать резкое падение внешнего спроса, которое сопровождается и падением цен на товары российского экспорта. Нас ожидает падение производства в Европе, замедление в Китае и Индии. Поэтому в России нужно делать ставку на стимулирование внутреннего спроса", - заявил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

По его словам, вторая волна кризиса может оказаться более продолжительной и более чувствительной для российской экономики. Однако рассчитывать на традиционные антикризисные рецепты, которые правительство опробовало в 2008-2009 годах, сегодня не стоит.

"Наши антикризисные меры не смогли предотвратить рекордный спад экономики на 7,8% ВВП, чего не было ни в одной из стран "двадцатки". Поэтому трудно согласиться с теми чиновниками, которые говорят, что они готовы во всеоружии встретить новую волну кризиса. Скорее наоборот - они так и не смогли извлечь уроков во время первой волны", - заключает эксперт.