Торговцы зачастую требуют с поставщиков десятки тысяч долларов только за согласие торговать их товаром За то, чтобы товар попал на выгодное место, требуют еще больше
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Торговцы зачастую требуют с поставщиков десятки тысяч долларов только за согласие торговать их товаром
Архив NEWSru.com
 
 
 
За то, чтобы товар попал на выгодное место, требуют еще больше
Архив NEWSru.com
 
 
 
Без денег не пускают на свои полки даже региональные сети и некоторые сельпо
Архив NEWSru.com

Торговцы зачастую требуют с поставщиков десятки тысяч долларов только за согласие торговать их товаром. За то, чтобы товар попал на выгодное место, требуют еще больше. Без денег не пускают на свои полки даже региональные сети и некоторые сельпо, пишет газета "Ведомости". Больше всего платят за место на полке производители алкоголя и сигарет, меньше всего – производители кетчупа. Попасть в магазин бесплатно могут либо уникальные товары, пользующиеся популярностью, или же товары, которые по определению не могут иметь бренда – сахар или соль. Производители не считают такую практику справедливой, но вынуждены мириться с ней. Ритейлеры называют плату за вход проявлением здоровой конкуренции, которая позволяет отсеять лишние и некачественные товары.

Производители утверждают, что в большинстве сетей плату требуют за каждую ассортиментную позицию. К примеру, если компания желает, чтобы на магазинной полке нашлось место для 50 бутылок ее кетчупа, за год ей придется заплатить ритейлеру от 500 до 2,5 тысяч долларов (по 10-50 долларов за бутылку). Сумма умножается на число магазинов, где будет продаваться соус.

Плата для кетчупа самая низкая на рынке, утверждают участники рынка. Для замороженных овощей, морепродуктов и грибов билет на полку обойдется уже примерно в 300 долларов за торговую позицию, с кондитеров ритейлеры собирают от 50 до тысячи долларов за одну товарную позицию в одном магазине.

Больше всех за вход в сети платят алкогольные компании: возможность поставить на магазинную полку одну бутылку обходится им от одной до десяти тысяч долларов за год. Представить свой товар в московских сетях меньше чем за 50 тысяч невозможно, поэтому региональным производителям алкоголя и новичкам попасть в московскую розницу сегодня практически невозможно.

Цена "входного билета" зависит от известности производителя и объема его рекламного бюджета, говорят поставщики. Например, для крупных компаний ритейлеры могут сделать скидку в расчете на то, что компания потратится на масштабное продвижение товара. А в целом размер сборов ограничен только фантазией ритейлера.

Рассказывать о своих расчетах с ритейлерами поставщики предпочитают анонимно, чтобы не нажить проблем. А представители торговых сетей не желают обсуждать вопрос "входных билетов" и других сборов с поставщиков.

Как говорят участники рынка мода продавать "входные билеты" уже распространилась по всей стране. Причем аппетиты у региональных ритейлеров не меньше, чем у столичных сетей. Например, самые большие платежи в Нижнем Новгороде требует сеть "Магнит" (50 магазинов) – 6 тысяч долларов за полгода за одну алкогольную позицию, что в 12 раз больше "тарифа" нижегородского Metro, говорит глава местного ликероводочного завода. Плату с производителей и поставщиков стали собирать даже отдельные районные сельпо, утверждают.

"Билет за вход" не единственная статья расходов поставщика, желающего попасть в сеть. Общие платежи ритейлерам могут составлять до 35% стоимости продукции. В эту сумму кроме платы за вход включаются расходы на продвижение продукта, ретро-бонусы (премии, выплачиваемые магазинам за продажи в конце года), затраты на логистику и мерчандайзинг.

Лучшие места на магазинных полках тоже стоят немалых денег. Например, в "Пятерочке" аренда полки возле кассы в одном магазине стоит 180-360 долларов в год, а место для пачки сигарет в прикассовом диспенсере - 120-240 долларов в год. Кроме того, поставщикам "Пятерочки" придется дополнительно раскошелиться при открытии новых магазинов сети (бонус, равный выручке от товара в одном магазине за 15 дней) или введении в ассортимент своих новинок (до тысячи долларов за позицию).

Распространена и практика, когда поставщики должны платить магазинам компенсацию, если продажи их товара недотягивают до суммы, прописанной в специальном договоре.

Участники рынка утверждают, что в России "входные билеты" не покупают всего три компании: Unilever, Procter & Gamble и Mars. Впрочем, иногда ритейлеры готовы бесплатно пустить на полки интересующие их продукты. Например, производитель может ничего не платить, если его товар спрашивают в магазине или же он является уникальным. Как выяснила газета "Ведомости", ничего не платят за вход в сеть и поставщики безымянной бакалеи - соли и сахара. Но за это они расплачиваются своей прибылью.

По словам производителей, розничные сети проводят тендеры на закупку сахара, в которых побеждает предложивший самую низкую цену. В результате разница между оптовыми ценами на сахар и теми, по которым компании поставляет свой продукт крупным торговым сетям, может достигать минимума. И фактически работа с крупными сетями компаниям прибыль не приносит.

Разработать закон, запрещающий розничным сетям собирать плату за вход и устанавливающий ограничение на торговые наценки, поручил Минсельхозу президент Владимир Путин. Как пишет газета "Ведомости", никаких конкретных предложений на этот счет в министерстве пока не разработали.

Тем не менее, участники рынка убеждены, что законодательно "входные сборы" не запретить. Ритейлеры всегда найдут способ обойти запрет, например собирая деньги за маркетинговые услуги или прочие операции, и определить, что есть реальная услуга, а что нелегальная "плата за вход" будет невозможно.

Сами ритейлеры считают, что берут деньги на законных основаниях и эта практика идет на благо рынку. По их мнению, входной бонус способствует справедливой конкуренции. В условиях, когда производителей продуктов питания становится все больше, на рынке существует избыточное предложение. И "плата за вход", являясь еще одним барьером, который должен преодолеть новый производитель, помогает отсеять тех, кто производит некачественную продукцию.

Кроме того, ритейлеры утверждают, что сборы за доступ на полки являются мировой международной практикой, с которой производителям придется смириться. Эксперты говорят, что хотя за границей такие сборы и встречаются, их размеры гораздо меньше.

В Германии за размещение товара в магазине платят небольшие поставщики, и то далеко не всегда. По словам представителей британских ритейлеров, в магазинах Великобритании схема "деньги за размещение" вообще не принята, но ритейлер и поставщик могут совместно продвигать товар за дополнительную плату.

В России же и французский "Ашан", и немецкое Metro, по уверениям поставщиков, берут "плату за вход". При этом желающих заплатить больше, чем мест на полках.