Лукашенко: Россия - наш друг, но надо искать другие источники ресурсов
 
 
 
Лукашенко: Россия - наш друг, но надо искать другие источники ресурсов
ОНТ

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что республика не сможет в полном объеме отказаться от российских энергоресурсов, но потребовал от правительства поиска новых источников и маршрутов поставок энергоносителей в страну, передает "Интерфакс".

"Никакой войны, это наши традиционные рынки, мы покупаем и будем покупать оттуда (из России - прим. ред.) энергоносители, никто нам стопроцентно в этом плане не заменит", - заявил белорусский лидер в понедельник на совещании по вопросам диверсификации внешнеэкономической деятельности.

По его словам, "никто не должен исходить из того, что мы должны начать какую-то экономическую войну с Россией. Это наш давний, традиционный партнер".

Говоря о недавнем газовом конфликте с Россией, президент Белоруссии заметил, что, "если сегодня российское руководство заняло такую позицию, наверное, у них есть основания для этого".

"И мы критикуем их за это, но должны войти в их положение. Так как они должны войти в наше положение, когда мы будем искать альтернативу газу, нефти, по вопросам, по которым нас пытаются очень сильно "наклонять", - сказал Лукашенко.

Поэтому, отметил белорусский лидер, "потихонечку мы должны сегодня 4 млн тонн нефти, в будущем году - 10 млн тонн нефти поставить в Белоруссию из известных центров". "Мы должны идти этим путем, также прорабатывая вопросы поставок сюда дешевого природного газа и других энергоносителей", - заявил президент.

"Поэтому ставить вопрос о том, что это в пику России, против России, будет глупо, бестолково и вообще не будет понято и приемлемо для нашего общества", - сказал президент Белоруссии.

Лукашенко при этом подчеркнул, что "Россия - давний наш сосед и друг. Думаю, Россия останется таким добрым соседом и другом". "Все это пройдет, но мы должны исходить из классической формулы существования любого государства: альтернатива и диверсификация отношений", - отметил президент.

При этом он подчеркнул: "Мы не можем зависеть от одного государства, от одного центра поставок, будь то энергоресурсов, сырья, комплектующих. Мы должны "лететь на двух крыльях".

Напомним, что с 21 июня "Газпром" ввел постепенные ограничения на 15% от плановых поставок газа в Белоруссию, требуя от нее погасить задолженность в 192 млн долларов за поставки газа. К 23 июня ограничение достигло 60%.

Спорная задолженность возникла из-за того, что Белоруссия в одностороннем порядке оплачивала газ по 150 долларов за 1 тыс. кубометров, в то время как по контракту эта цена была выше. Вечером 23 июня Белоруссия оплатила разницу в ценах, и 24 утром "Газпром" снял ограничения по поставкам.

Однако одновременно Белоруссия потребовала от "Газпрома" погасить задолженность за транзит газа в размере 260 млн долларов. "Газпром" заявлял, что готов был платить, однако Белоруссия с начала года не подписывала акты выполненных работ по транзиту газа.

"Газпром" 24 июня днем оплатил транзит газа через Белоруссию на сумму 228 млн долларов исходя из ставки 1,45 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 километров. Белоруссия заявила, что в текущем году транзитная ставка составляет 1,88 доллара за 1 тыс. куб. м на 100 км, однако решила рассматривать погашенную сумму, как "аванс".

По словам официального представителя "Газпрома" Сергея Куприянова, в контракте предусмотрена базовая ставка за транзит в размере 1,45 долларов за тысячу кубометров на 100 км. При создании совместного предприятия на базе "Белтрансгаза" была предусмотрена возможность увеличения размера ставки до 1,74 доллара в 2009 году и 1,88 доллара в 2010 году. Однако этот вопрос был увязан с увеличением оптовой надбавки на газ, реализуемый "Белтрансгазом" на местном рынке в размере 10,47 доллара на тысячу кубометров в 2009 году и 11,08 доллара в 2010 году. Эта надбавка не была введена.

Куприянов подчеркнул, что Белоруссия хочет поднять ставку транзита, но не выполняет условий ее повышения. Он добавил, что "Газпром" направил в Минск документы для оформления повышения ставки транзита. По его словам, белорусская сторона информировала, что ей требуется время для проведения необходимых согласований.