NEWSru.com представляет дайджест важнейших новостей и тенденций в области экономики, которые не сходили со страниц газет на протяжении всего 2002 года.
Безусловно, важнейшей тенденцией, обусловившей застой в первой экономике мира - американской - стали корпоративные скандалы и разоблачения.
Инвесторы в начале года осторожно надеялись, что экономика оправится от терактов 11 сентября, а США станут "локомотивом" мирового роста, однако реальность воплотила в жизнь самые пессимистичные прогнозы. "Бомбу" подложили сами менеджеры ведущих американских корпораций: выяснилось, что "мыльным пузырем" была не только виртуальная экономика, но и финансовая отчетность многих крупных корпораций реального сектора. Банкротство Enron, крах ее проштрафившегося аудитора Arthur Andersen, еще более масштабный скандал с WorldCom, беспрецедентное по наглости мошенничество руководителей Adelphia. В итоге за год разорилось не только большое число корпораций, но и рекордное число граждан США, потерявших веру в собственную экономику. А Белому дому вместо стимулирования экономического роста пришлось потратить год на "закручивание гаек" и введение уголовной ответственности за недостоверность отчетности.
В России важнейшим событием года должны были стать структурные реформы - ведь нынешний год последний перед выборами, и, по мнению политологов, только в 2002 власть могла себе позволить себе реальную активность в этой сфере. В итоге самая социально значимая - реформа жилищно-коммунального хозяйства - все-таки стартовала, а вот все остальные увязли в согласованиях. "Отдыхают" естественные монополии, инвесторы не дождались валютной либерализации, а производители - продолжения налоговой реформы. Даже реформу МПС, законы о которой триумфально прошли Думу, пришлось отложить на неопределенный срок. Сенаторы на последнем в году заседании отклонили ключевой железнодорожный законопроект, и правительство получило не реформу, а лишь очередную согласительную комиссию. Законопроекты о реструктуризации электроэнергетики и вовсе застряли в Думе. А до реформы "Газпрома" руки не дошли даже у правительства - обсуждение этого вопроса, которое должно было пройти в декабре, отложено на неопределенный срок.
В связи со столь неоднозначным итогом реформаторской деятельности, вполне вероятно, главной тенденцией года надо считать успешную (в целом) приватизацию двух крупных нефтяных компаний - "Славнефти" и "Лукойла". И здесь, как и следовало ожидать, без скандалов не обошлось. В первую очередь - волна похищений: сначала - ведущего финансиста "Лукойла" Сергея Кукуры, позже - отца вице-президента компании Вагита Шарифова Сади Шарифова и Елены Ткебучавы, матери вице-президента "Славнефти". А также и менее громкие, но не менее важные для заинтересованных лиц волнения: президент "Славнефти" Гуцериев долгое время не желал уходить в отставку, аукцион по "Лукойлу" пришлось отложить; а когда в конце концов продали "Славнефть", оказалось, что слишком дешево.
Впрочем, отечественного потребителя гораздо больше волновала другая интрига: принятие концепции развития отечественной автомобильной промышленности, более известной как "повышение пошлин на подержанные иномарки". Государство хотело защитить отечественного производителя, но дискуссионный документ утверждали так долго, что в страну успели завезти подержанных иномарок на годы вперед. Автолюбители в итоге потратили на их покупку больше, чем на отечественные "Жигули", а производителям пришлось бороться с невиданным кризисом сбыта. "АвтоВАЗ", пользуясь положением лидера, заявил, что снижать цены не будет, и просто останавливал конвейер - ждал, когда застоявшиеся машины разойдутся. А ГАЗ, давно не располагающий собственной конструкторской базой, каким-то образом умудрился разработать секретную "Волгу" ГАЗ-3115. Дилеры в попытках спасти бизнес занялись невиданным доселе делом - продажей автомобилей в кредит.
Правда, в конце концов, в правительстве главной цели достигли: зарубежные производители зашевелились, достроил свой завод во Всеволжске американский Ford, возродился "Автофрамос", думают о строительстве заводов в России Skoda и Land Rover, а производство "Шевроле-Нивы" уже идет полным ходом.
Другая тенденция - значительный рост цен на нефть - оказала положительное влияние на российскую экономику, которая привычно росла за счет сырьевого экспорта, и отрицательное - на экономику развитых стран, вынужденных нефть закупать. За год баррель "черного золота" подорожал более чем на 60% - сейчас нефть торгуют по 33 доллара. Правда, причины этого лежат не столько в экономической сфере, сколько в политической: США полны решимости начать военную операцию в Ираке, что очень тревожит биржи, куда основной объем нефти поступает именно с Ближнего Востока. В последний месяц к этим уже традиционным опасениям прибавилась тревога за исход продолжительной забастовки в Венесуэле. Страна эта в нормальных условиях является пятым по величине нефтяным экспортером, однако общенациональная акция протеста привела к тому, что нефть приходится ввозить.
Параллельно с этим, сетуя на рост нефтяных цен и нестабильность фондовых рынков, мир под предводительством США продолжал бороться с терроризмом. В экономической сфере это выразилось в том, что мир стал рьяно бороться с финансированием терроризма. Привело это для начала к тому, что оскорбленные богачи из Саудовской Аравии вывели свои деньги из США. Заодно за излишнюю любовь к конфиденциальности уже европейские власти охаяли лондонский Сити и швейцарские банки. А Россия опять оказалась на высоте: наши чиновники смогли шумно порадоваться исключению России из "черного списка" FATF - Международной группы по борьбе с отмыванием. И Россия уже на полных правах смогла присоединиться к мировой борьбе с терроризмом.
В общем же, подводя итоги, можно сказать, что мировая экономика - за исключением авиаперевозчиков - более-менее оправилась от последствий терактов 11 сентября, и теперь надеется на рост. А в России он и не прекращался - в списке самых богатых людей мира стало 7 россиян.