Очередной визит в Россию главы компании BP Джона Брауна завершился неожиданностью. По данным газеты "Коммерсант", в пятницу он на переговорах с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером и премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым заявил о готовности обсуждать продажу доли российских акционеров ТНК-ВР (50% акций) структурам "Газпрома". Не исключено, что совладельцы нефтекомпании – "Альфа-групп", "Ренова" и Access решили через своего британского партнера (BP принадлежат остальные 50% бумаг ТНК-ВР) выяснить, как к идее их выхода из этого бизнеса относятся российские власти.
Визит Джона Брауна в Россию 27 мая начался с переговоров с главой "Газпрома". Судя по официальным сообщениям "Газпрома" и BP, они разительно отличались от тех, что велись в ходе предыдущих визитов главы британо-американской компании в Москву, которые были скорее презентационно-политическими, нежели деловыми. После встречи в Кремле 22 апреля с Владимиром Путиным в присутствии председателя совета директоров ТНК-ВР Михаила Фридмана и исполнительного директора по газовым проектам Виктора Вексельберга, на которой стороны в основном хвалили друг друга, нельзя было предположить, что лорд Браун будет столь конкретным в своих предложениях, пишет газета.
В "Газпроме" глава BP вел именно деловые переговоры. Так, по данным пресс-службы "Газпрома", BP и "Газпром" обсудили возможность так называемых разменных операций с газом. Имеются в виду поставки "Газпромом" сетевого газа по трубам европейским клиентам BP в обмен на ее поставки клиентам "Газпрома" сжиженного природного газа (СПГ) в США. Обсуждались проекты регазификации СПГ в США, возможное участие BP в Северо-Европейском газопроводе и маркетинге газа "Газпрома" в Великобритании, вплоть до участия "Газпрома" в поставке газа на британские электростанции. Темы переговоров "Газпрома" с BP были схожи с теми, что два года назад обсуждались газовой монополией с немецкой E.ON-Ruhrgas.
Хотя стороны не говорят о глобальном стратегическом партнерстве, можно констатировать, что 27 мая BP продемонстрировала готовность тесным образом взаимодействовать с "Газпромом". Даже тему принадлежащего ТНК-ВР Ковыктинского месторождения, обеспечивающего нефтяникам постоянно тлеющий конфликт с "Газпромом", Алексей Миллер и Джон Браун, по данным "Коммерсанта", обсуждали довольно спокойно, впрочем, и довольно безрезультатно.
Главную же сенсацию Джон Браун изложил в конце беседы. Глава "Газпрома" проинформировал коллегу о сохраняющемся интересе компании к нефтяной отрасли в свете отмены ее слияния с "Роснефтью" и предложил BP проанализировать возможные точки соприкосновения в нефтяных проектах, а возможно, и вариант продажи "Газпрому" доли в каких-либо нефтяных активах.
По информации источника газеты, знакомого с ходом переговоров, Джон Браун ответил: "Мы осознаем, что доля российских акционеров в ТНК-ВР может представлять интерес для '"Газпрома". Мы готовы обсуждать эту тему".
Ни в "Газпроме", ни в BP не подтверждают, но и не опровергают информацию о фактически сделанном в такой форме "Газпрому" предложении. По утверждению того же источника, для господина Миллера предложение Джона Брауна оказалось полной неожиданностью. Впрочем, по данным правительственных источников, после встречи с главой "Газпрома" Джон Браун вкратце повторил сказанное и на встрече с главой правительства РФ Михаилом Фрадковым, пишет газета.
А Алексея Миллера в его кабинете после отъезда Джона Брауна ждали два новых собеседника – управляющий директор Citigroup Майкл Клайн и председатель правления Morgan Stanley Дэвид Уолкер. По словам официальных представителей "Газпрома", с господином Уолкером, чьи подчиненные работали с "Газпромом" в ходе неудавшегося поглощения "Роснефти", обсуждались "перспективы сотрудничества в области стратегических проектов". А с Майклом Клайном напрямую обсуждались вопросы "финансирования и диверсификации бизнеса "Газпрома" и новых инвестпроектов". Как утверждают источники газеты в "Газпроме", оба банкира были в курсе происходящего, а оба инвестбанка якобы предполагают участвовать в сделке с акционерами ТНК-BP, если она когда-либо состоится.
Пока нет никаких официальных подтверждений того, что "Альфа-групп" (25% акций в ТНК-ВР), "Ренова" (12,5%) и Access (12,5%) готовы поделиться частью своего бизнеса с "Газпромом" или другим инвестором. Этому сейчас препятствуют соглашения 2002 года между BP и акционерами ТНК, исходя из которых доли двух сторон в ТНК-ВР сохранятся до 2007 года. В BP сообщили, что официальная информация по визиту господина Брауна в Москву является исчерпывающей.
Попытки связаться с российскими акционерами ТНК-ВР не принесли успеха, а официальные представители компаний Михаила Фридмана ("Альфа-групп") и Виктора Вексельберга ("Ренова") информацию о возможной смене акционеров ТНК-ВР не комментировали, пишет газета.
Источник "Коммерсанта" в лондонском офисе ВР заявил, что теоретически возможность увеличения доли BP в ТНК-ВР в 3-4-летней перспективе с последующей передачей части акций стороннему партнеру "обсуждается в рабочем режиме наряду с многими другими вариантами". Однако, по его сведениям, не существует никаких документально зафиксированных договоренностей акционеров ТНК-ВР о возможном изменении долей в компании.
В самой ТНК-ВР заявляют, что информацию, касающуюся дел акционеров, а не самой компании, там комментировать не будут. Вице-президент ТНК-ВР Владимир Руга отказался от имени компании от каких-либо комментариев на эту тему. В неофициальных беседах менеджеры ТНК и ВР в целом относятся к информации с определенным подозрением. В "Газпроме" же категорически отказываются комментировать что-либо, связанное со встречей, заявляя, что вся информация изложена в официальном пресс-релизе, пишет издание.
Теоретически средства для покупки любой доли в ТНК-ВР у "Газпрома" будут уже летом 2005 года – это деньги, которые структуры "Роснефтегаза" должны заплатить дочерним структурам "Газпрома" за 10,7% акций, продаваемых ими государству (от 8 до 13 млрд долларов). Доли в ТНК-ВР не указывались в списке активов, которые Deutsche Bank рекомендовал "Газпрому" приобретать на рынке для диверсификации в нефтяной сфере (там, в частности, фигурировала НК "Сибнефть"). Впрочем, и для ВР, и для "Газпрома" партнерство в ТНК-ВР имело бы смысл: "Газпром" получил бы возможность увеличить нефтедобычу, стал бы партнером ВР на мировых рынках, получил бы доступ к ее технологиям. ВР же таким альянсом решала проблему зависимости капитализации ТНК-ВР от прихотей Федеральной налоговой службы и Генпрокуратуры, а партнерство с "Газпромом" гарантировало бы ей "корпоративное гражданство" гораздо более высокого статуса, нежели то, о котором 22 апреля говорил Джону Брауну Владимир Путин, считает газета.
Впрочем, скорее всего, действия главы ВР направлены на выяснение реакции российских властей и "Газпрома" на идею перемен в ТНК-ВР. Сейчас нет оснований говорить о необходимости для российских акционеров выходить из ТНК-ВР в пользу ВР или другой компании. Тем не менее, напряженные отношения с "Газпромом" мешают ВР демонстрировать ее акционерам уверенность в перспективах своего российского бизнеса. Судя по всему, до 2006 года, последнего года действия соглашений ВР и акционеров ТНК, ожидать перемен в ТНК-ВР не стоит. А вот знать, как российские власти отнесутся к возможным стратегиям защиты кого-либо из российских акционеров ТНК от гонений на "олигархов", нужно и им, и Джону Брауну. Отметим, что у налоговиков к ТНК существуют претензии за 2001 год (то есть до создания ТНК-ВР) на сумму 4 млрд рублей, заключает издание.