Кризис в российской банковской системе прошел через острую фазу и наступило время восстановления, рассказал глава ВТБ Андрей Костин
 
 
 
Кризис в российской банковской системе прошел через острую фазу и наступило время восстановления, рассказал глава ВТБ Андрей Костин
rosneft.ru

Кризис в российской банковской системе прошел через острую фазу, и наступило время восстановления, рассказал в интервью журналу "Итоги" Глава ВТБ Андрей Костин.

"Конец сентября нынешнего года показал, что градус напряжения заметно понизился, положение существенно стабилизировалось. Впечатление, будто над нами пронесся могучий ураган. Какие-то деревья сломаны, иные постройки повреждены, но главное - мы живы. Теперь надо латать пробоины, наводить порядок. Худшее позади, но до полного выправления ситуации еще далеко", - заявил Костин.

Он отметил, что изначально прогнозы были намного хуже, аналитики пугали чуть ли не 20% процентами просрочек. Этого, по словам Костина, не случилось - реальность оказалась не столь сурова, как опасались. "В России любят крайности: сначала надеялись, что кризис обойдет стороной, потом ждали, что наш "островок стабильности" накроет с головой. По обыкновению, истина посередине. Все не трагично, но и не радужно. И банковский сектор, и экономика в целом показали жизнестойкость", - оценивает положение дел Костин.

Говоря о сворачивании государственной поддержки российских банков, глава ВТБ отметил, что процесс поддержки идет по нисходящей, и он едва ли перешагнет границы 2010 года. "ВТБ уже полностью погасил беззалоговые кредиты, которые мы брали у Центробанка. По выданному на 11 лет субординированному кредиту мы платим восьмипроцентную ставку, которая выглядит сегодня вполне рыночно. С самого начала было понятно, что меры носят временный, а главное - возвратный характер", - подчеркнул Костин.

Говоря о повышении требований ЦБ к капиталу банков, в результате которого многие российские банки будут вынуждены продаться более крупным конкурентам или закрыться, Костин отметил, что Россия созрела для создания более эффективной банковской системы, нежели та, которая функционирует сейчас.

"Надо развивать розничную сеть, активнее работать с населением, в чем мы значительно отстаем даже от Восточной Европы, - отмечает он. - Нужно применять новые информационные технологии, создавать высокоинтеллектуальные продукты, повышать капитализацию банковской системы. Не все торопятся двигаться в этом направлении, и административные меры банковского надзора - один из возможных инструментов воздействия на банки".

При этом в острой фазе кризиса правительство, по мнению Костина, действовало правильно, спасая пошатнувшиеся банки. "Был велик риск посеять панику среди населения. Как бы много ни потратили правительство и ЦБ на спасение проблемных банков, которые могли рухнуть в первые кризисные месяцы, эти меры оказались оправданными. Если бы не удалось погасить поднимавшуюся среди вкладчиков волну напряжения, потери были бы гораздо серьезнее. Понесенные государством издержки на антикризисные меры - семечки по сравнению с тем, с чем пришлось бы столкнуться, если бы народ рванул в банки за депозитами. Не стоит в критический момент заниматься экспериментами", - считает глава ВТБ.