Заместитель председателя Совета министров Республики Крым Руслан Бальбек заявил в пятницу, что земельные "самозахваты" являются символом протеста против того, что творилось в земельной сфере при Украине, поэтому их добровольный снос сейчас стал приобретать массовый характер и свидетельствует о доверии к власти. Об этом сообщает агентство "КрымИнформ".

"Речь идет о добровольном демонтаже временных сооружений, которые были построены в тот период, когда Крым находился в юрисдикции Украины, и естественно служили символом протеста против коррупции и беззакония в сфере земельных отношений. Этот добровольный демонтаж временных сооружений, которые не несут функциональной нагрузки, стал приобретать массовый всеобщий характер. Люди идут на такие шаги, потому что доверяют власти", - заявил Бальбек журналистам и добавил, что каждую неделю граждане сами инициируют добровольный снос "самостроев".

Ранее участники так называемых "полян протеста" в Судаке, Ялте и Симферополе по собственной инициативе начали снос незаконно возведенных строений, и уже более 40% участников самозахватов подали заявления на включение их в базу данных для предоставления земли под постройку жилья.

Как сообщалось, осенью на полуострове насчитали 59 самовольно занятых земельных массивов площадью 1452 га, на них расположено около 13 тысяч участков. Наибольшее количество самозахватов находятся в черте Симферополя и в Симферопольском районе - 33 массива общей площадью 1363 га. В феврале пресс-служба прокуратуры Крыма заявила, что по результатам проверок на территории Алушты, Ялты, Судака, Евпатории, Симферополя и Симферопольского района был сформирован полный реестр незаконных стройобъектов - около 3500 штук, треть из которых представляют собой капитальные строения.

Крымские "поляны протеста"

Первые "поляны протеста" появились в Крыму в конце 1980-х, когда потомки крымских татар, депортированных с полуострова в 1944 году, начали возвращаться на родину. Тогда около 250 татар из Крыма и Краснодарского края собрались в 18 км от Симферополя, чтобы устроить бессрочную акцию протеста против постановления Совета Министров СССР N1476, которое фактически узаконило отказы в прописке и трудоустройстве возвращающимся крымским татарам. Там они и остались жить, образовав компактные поселки, напоминает "ЛIГА.net".

С тех пор крымские татары неоднократно прибегали к подобному методу гражданских протестов. Последние "поляны протеста" были организованы около восьми лет назад. Проблема со статусом этих поселений не была решена и украинскими властями.

О поселке компактного проживания крымских татар "Курбан Кой", который расположен недалеко от села Чистенькое Симферопольского района, рассказывает сайт "Крым.Реалии". "Курбан Кой" появился здесь около восьми лет назад. Тогда претенденты на землю возвели маленькие времянки - в общей сложности их около сотни, кто-то даже построил двухэтажные дома. Правда, найти постоянно живущих в поселке крайне сложно. Отсутствие электричества, воды, газа и дорог - одна из причин царящего там безлюдья, пишет издание.

Участник "поляны протеста" Заир рассказывает, что вместе со своим родственником Эрнестом на протяжении года он строит дом в "Курбан Кое".
"На захвате уже лет восемь, снимаем квартиру, сюда приходим строить дом. Как деньги появляются, покупаем стройматериалы. Конечно, не хватает. Дети учатся, их надо одевать, заболеешь - покупаешь лекарства. Все дорого. Что нахожу, вкладываю в дом", - говорит Заир в беседе с корреспондентом "Крым.Реалии".

Известие о сносе самостроев, озвученное в декабре премьер-министром Крыма Сергеем Аксеновым, жители "Курбан Коя" восприняли с тревогой. "Не по-человечески сносить самострои. Сюда столько вложено. Надо по возможности выдать участки. Пускай пересматривают решения: у кого есть участки, у кого нет", - считает Эрнест.

Пожилой мужчина Бахтияр-ага, услышав о возможном сносе строений, отвечает более эмоционально: "Мы воевать будем, нам терять нечего, здесь никто не даст сносить. Лучше мы умрем".

Председатель Госкомитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Заур Смирнов полагает, что участники "полян протеста" в случае получения земли будут сами заинтересованы в сносе самостроев. "Речь идет о саманных домиках, которые никем не будут использоваться под жилье", - объяснил Смирнов в комментарии для "Крым.Реалии", комментируя заявление Аксенова. Главной проблемой на сегодняшний день, по его словам, является отсутствие списков претендентов на получение земли.