None
 
 
 
None
opec.ru


Нацпроект "доступное жилье", даже если на первом этапе он покажется успешным, потерпит крах через 4-5 лет. Такое мнение высказал на страницах "Огонька" профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. Дело в том, что малоэтажное строительство - совсем не такой уж дешевый проект. Скорее всего домики окажутся дороги для среднего класса, уже через несколько лет землю, выделенную под доступную "малоэтажку", будут продавать по коммерческим ценам, полагает он.

"Малоэтажное строительство вовсе не дешевле многоквартирного. Например, для 5-этажного дома на 50 квартир нужно проложить 500 метров водопроводных труб. А чтобы обеспечить водой 50 отдельных домиков - уже полтора километра. Затраты увеличиваются в три раза. То же происходит и с канализацией, газом, телефонными кабелями, электросетями. Да, в многоквартирных домах нужно устанавливать относительно дорогое оборудование: например, насосы, которые поднимают воду на последние этажи. Но чтобы подать воду в полтора километра труб, тоже требуется насос", - указывает он.

Кроме того, малоэтажное строительство требует огромных вложений в социальную инфраструктуру. Тех же дорог в микрорайоне из коттеджей потребуется построить намного больше, чем в районе, застроенном панельными домами. Так что себестоимость малоэтажного жилья точно будет выше себестоимости панельного.

Большинство участков рядом с крупными городами были раскуплены еще в первые 10 лет реформ. Так что малоэтажные пригороды придется строить далеко и возводить там всю инфраструктуру с нуля - от дорог до школ и больниц. К тому же пригодных для строительства земель вблизи городов почти не осталось, и властям придется использовать для малоэтажной застройки земли сельхозназначения, подчеркивает Родионов.

Дальше, по его оценке, произойдет следующее: государство выделяет землю, строит на ней инфраструктуру, подводит коммуникации. Затем частные компании начинают строить дома, и тут выясняется, что они стоят слишком дорого и их никто не покупает. В итоге проект массового малоэтажного строительства останавливают, а земля, обеспеченная инфраструктурой, поступает на рынок. Компании строят на ней хорошие дорогие коттеджи и продают их по более высоким ценам. На этом можно заработать десятки миллиардов долларов.

До того как программа начнет проваливаться, пройдет 4 - 5 лет, утверждает экономист. К этому времени инфраструктура уже будет построена и властям придется отдать земли под коммерческую застройку.

Впрочем, другие эксперты расходятся с Родионовым в оценке себестоимости строительства. Так, Геннадий Стерник, главный аналитик Российской гильдии риелторов, указывает, что малоэтажные дома могут быть очень дешевы. "Если отказаться от архитектурных изысков, облицовки коттеджа кирпичом, балкончиков, то такой дом по себестоимости вполне может обойтись дешевле квартиры в панельном доме. Затраты на инженерную инфраструктуру будут примерно такими же, как и при строительстве многоквартирных домов. Причем качество таких домов достаточно высокое, так как "сэндвич" держит тепло лучше, чем кирпич. Сроки же строительства меньше, чем при возведении многоквартирных домов: достаточно построить фундамент, а сборка самого домика займет около недели", - рассуждает он.

Впрочем, Стерник согласен, что "для новых микрорайонов потребуется своя социальная инфраструктура, другой уровень социальных услуг", и в этом главная проблема.

В итоге массовое малоэтажное строительство не снизит цены на жилье. По его оценке, "они будут расти еще 10 - 15 лет, в той же Москве - на 20 - 25% в год. Так что жилье, в том числе и малоэтажное, будет стоить дорого".