Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин расценивает подачу российской стороной иска к библиотеке Конгресса США по поводу семи книг из коллекции Шнеерсона как ответную меру.
"Этот шаг является симметричной мерой, и в нем больше не столько юридического содержания, сколько дипломатического давления на США как на государственную машину", - заявил он в понедельник порталу "Интерфакс-Религия".
По его словам, сейчас с российской стороны в дело вступила правительственная структура, таким образом подняв этот вопрос на официальный правительственный уровень. Этот шаг направлен на сознательное обострение ситуации и сигнализирует государственным властям США, что они должны занимать более активную позицию в этом деле, полагает собеседник агентства.
Как уже сообщалось, Министерство культуры России совместно с Российской государственной библиотекой подали 1 июля в Арбитражный суд Москвы иск с требованием к Библиотеке Конгресса США вернуть семь книг библиотеки Шнеерсона.
Эти семь книг из собрания Центра восточной литературы РГБ были получены Библиотекой Конгресса в 1994 году во временное пользование по системе международного библиотечного абонемента. Какой-либо реакции со стороны Библиотеки Конгресса США на требование РГБ вернуть книги не последовало.
"Ввиду передачи Библиотекой Конгресса США книг во временное пользование некоммерческой организации "Агудас Хасидей Хабад" (США) она также привлечена для участия в судебном процессе", - говорится в информации об иске, опубликованной на сайте Минкультуры РФ.
Борух Горин предположил, что уже в 1994 году, когда передавались семь упомянутых книг, "было понятно, что эти книги не вернутся в РГБ", и собственно поэтому и были переданы книги "не очень ценные даже для коллекции Шнеерсона, книги, у которых есть дубликаты". Сегодня же, когда дело приняло новый оборот и сопровождается штрафными санкциями против России, российская сторона "решила показать свою позицию и подала встречный иск", отметил он.
По словам Горина, судебная история по поводу библиотеки Шнеерсона, инициированная США, стала влиять на межкультурный обмен, и главной пострадавшей стороной в стагнации контактов двух стран в сфере культуры стала именно американская сторона. Представитель ФЕОР указал на то, что именно российские музеи в основном возили на выставки свои ценности, а не наоборот, потому что коллекции отечественных музеев значительно богаче в целом ряде направлений.
На вопрос о том, будет ли иудейская община России содействовать разрешению этого дела, в том числе по линии контактов с "Агудас Хасидей Хабад", Горин ответил: "Российская еврейская община и даже Еврейский музей в Москве, на территории которого находится часть библиотеки Шнеерсона, не являются и не будут участниками этого процесса".
Недавно в Еврейском музее и центре толерантности в Москве был учрежден филиал РГБ, куда частями передается библиотека Шнеерсона.
Она представляет собой коллекцию древнееврейских книг и рукописей, собранных любавическим раввином Йозефом Ицхаком Шнеерсоном. Часть коллекции была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в фондах Ленинской (ныне Российской государственной) библиотеки. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 1930-е годы.
В августе 2010 года суд в США постановил, что хасиды доказали правомерность претензий на древнееврейские книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в России. В ответ МИД РФ заявил о незаконности такого решения.
18 апреля 2012 года спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что диалог по вопросу библиотеки Шнеерсона возможен лишь после отзыва иска хасидов в США.
17 января 2013 года стало известно, что федеральный суд в Вашингтоне принял решение о наложении на Россию ежедневного штрафа в 50 тысяч долларов за неисполнение вынесенного в 2010 году вердикта о передаче библиотеки Шнеерсона религиозной общине "Хабад-Любавич". Судья вынес такое решение, несмотря на то, что ранее Минюст США выступил против вменения штрафа России, объяснив свою позицию тем, что такие меры не помогут разрешить спор вокруг "коллекции Шнеерсона", являются контрпродуктивными и идут вразрез с внешнеполитическими интересами США.