Решать проблему сохранности религиозных святынь должны профессионалы, лишенные брезгливого отношения к Церкви, считает член Общественной палаты РФ, лидер православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко
 
 
 
Решать проблему сохранности религиозных святынь должны профессионалы, лишенные брезгливого отношения к Церкви, считает член Общественной палаты РФ, лидер православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко
kp.ru

Решать проблему сохранности религиозных святынь должны профессионалы, лишенные брезгливого отношения к Церкви, считает член Общественной палаты РФ, лидер православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко.

"Пренебрежительное или брезгливое отношение к Церкви, свойственное некоторым музейным работникам, неизбежно переносится и на то, что вышло из ее стен. В результате на первый план выходит задача "хранить", или, говоря словами Флоренского, "отвлеченно коллекционировать". Не изучать, не демонстрировать, не наслаждаться, не вдумываться, не молиться, не прикладываться - хранить, стараясь никого не подпускать близко и надолго (вспомните смотрительниц в музейных залах)", - написал Борис Якеменко в своем блоге, сообщает портал "Интерфакс-Религия".

По его мнению, решить проблему сохранности икон и храмов можно только совместно, прекратив всякие взаимные обвинения и перестав видеть друг в друге врагов.

"Реализация закона позволит сделать хранителями национальных ценностей государство и Церковь одновременно. Объединение вокруг культурного и духовного наследия обычно очень результативно, ибо стороны разделяют ответственность перед историей и перед людьми за то, что они сохраняют", - подчеркивает Якеменко.

Таким образом он прокомментировал обнародованное на днях отрицательное заключение на законопроект о передаче религиозного имущества, подготовленное группой членов Общественной палаты. Тогда же другая группа ее членов выступила, наоборот, в поддержку этого законопроекта.

Якеменко, принадлежащий к числу несогласных с заключением, считает, что сохранностью религиозного имущества должны заниматься "только профессионалы".

"Сейчас всяк волен лезть, куда не просят, и давать советы, не боясь получить по рукам. Именно это и является самым уязвимым местом всяческих "заключений" комиссии по культуре ОП", - пишет он.

По словам Якеменко, сегодня "решать проблему, причем весьма самоуверенно, взялись галеристы - люди, даже к музеям отношения не имеющие, а умеющие устраивать галерейки, сиюминутные выставки, осваивать казенные бюджеты и на них раскручивать маргиналов (как делают продюсеры попсы)".

Проблема в том, считает он, что "в основе "галеризма" лежит не сложнейший принцип музея, а простенькое умение ловко создать скандал и использовать технологии раскрутки, находящиеся на грани своеобразного "искусствоведения" и политического пиара".

"Люди, искренне считающие мат на стенах искусством и погибающие от тоски в залах традиционных музеев, не могут разбираться в поставленном выше вопросе по определению. И дело даже не в отсутствии специальных знаний. Дело в неспособности понять, что именно ценно и непреходяще для культуры великой страны, в отсутствии эстетического чутья и неумении отделить случайное от основного, временное от вечного. Проблема и в их неукорененности в российской культурной традиции, и искреннем нежелании иметь с нею хоть что-то общее", - считает Якеменко.