Вице-премьер правительства Дагестана Раюдин Юсуфов дал поручения профильным ведомствам подготовить предложения по развитию исламского банкинга в республике
 
 
 
Вице-премьер правительства Дагестана Раюдин Юсуфов дал поручения профильным ведомствам подготовить предложения по развитию исламского банкинга в республике
Правительство Республики Дагестан

В Дагестане может быть создана площадка для тестирования банковских продуктов и услуг, соответствующих нормам шариата. Об этом сказано на сайте республиканского Министерства экономики и территориального развития, сообщает РИА "Новости".

Вице-премьер правительства Дагестана Раюдин Юсуфов дал поручения профильным ведомствам подготовить предложения по развитию исламского банкинга в республике на основе опыта наиболее продвинутых в этой области регионов Российской Федерации, таких как Татарстан и Башкортостан, отмечается в сообщении ведомства.

"Сбербанк" и Республика Татарстан заключили в июле соглашение о сотрудничестве в области исламского финансирования, в рамках которого совместно разработают "дорожную карту" развития данного механизма в РФ. По оценкам банка, первые исламские банковские продукты могут появиться в Татарстане в течение года.

Ранее глава "Сбербанка" РФ Герман Греф выступил за развитие исламского банкинга в России. "Мы всячески будем способствовать развитию этого инструмента", - сказал он на пресс-конференции, состоявшейся в Москве в мае этого года.

Греф отметил, что "Сбербанк" активно занимается работой в этом направлении. "В условиях проблем с привлечением на международных рынках это крайне важная история", - подчеркнул он.

По словам Грефа, банк провел несколько встреч в Татарстане с рядом арабских инвесторов.

Напомним, что в марте 2015 года по завершении Исламского инвестиционного саммита в СМИ появилась информация о том, что два исламских банка - Al Baraka и Al Shamal - ведут переговоры с российскими кредитными организациями о вхождении в их капитал.

Что такое исламский банкинг

Исламский банкинг - вид банковской деятельности с соблюдением принципов, согласующихся с правилами ислама. Финансистам мусульманских стран пришлось изобретать ценные бумаги, предполагающие иные принципы раздела дохода от совместного бизнеса или использования имущества, дабы не гневить Аллаха, который "дозволил торговлю и запретил лихоимство".

Например, в исламских финансах запрещается взимать ссудный процент, и вместо кредита банк продает клиенту в рассрочку товар по завышенной цене. Также банкам запрещено заниматься торговлей, однако под это правило не попадают драгоценные металлы. Торговля ими легла в основу механизма, использованного в прошлом году казанским банком "Ак Барс" для привлечения средств в рамках исламского инструмента мурабаха.

Мурабаха - это торговое соглашение, при котором продавец прямо указывает затраты, понесенные им на продаваемые товары, и продает их другому лицу в рассрочку с наценкой к первоначальной стоимости, которая заранее известна покупателю. Последующая продажа товара, профинансированного с помощью мурабахи, позволяет получить на выходе "живые" деньги.

Помимо мурабахи, в исламском банкинге есть лизинговый инструмент - иджара, а также исламский эквивалент облигаций - сукук, наиболее известный в мире исламский финансовый инструмент.

В России первым, еще в 2005-2006 годах, анонсировал выпуск сукук банк ВТБ, однако проект не состоялся из-за того, что новая бумага не соответствовала нормам российского финансового законодательства (по другим данным, эмиссии помешал кризис 2008 года).

Руководство Татарстана планировало эмиссию сукук еще в конце 2010 года и даже подписало протокол о намерениях с известными малайзийскими фондами. Однако размещение бумаг до сих пор не состоялось.

Инвесторы, купившие исламские ценные бумаги, получают часть дохода эмитента (какую именно - потенциальные покупатели облигаций должны понять из бизнес-плана). Традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, также вне закона в странах с законодательством, основанном на шариате.

Кроме того, как уже предупреждали эксперты, игрокам, финансирующим алкогольный и игорный бизнес или, например, свинофермы, практически нереально, существуя в российских реалиях, соответствовать требованиям шариата. Есть еще налоговые и юридические риски.