Форум, организованный учебным заведением РПЦ, проходит в музее-заповеднике великого писателя, в 1901 году отлученного от Церкви
 
 
 
Форум, организованный учебным заведением РПЦ, проходит в музее-заповеднике великого писателя, в 1901 году отлученного от Церкви
venividi.ru

Международная христианская конференция "Толстой и Достоевский: задачи христианства и христианство как задача" открылась накануне в музее-заповеднике "Ясная Поляна" под Тулой.

Совместно с музеем ее проводят Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) и комиссия РАН по изучению творческого наследия Федора Достоевского, сообщает портал "Интерфакс-Религия" со ссылкой на пресс-службу музея-заповедника.

В конференции принимают участие известные филологи, богословы и историки из России, США и Европы.

Первая подобная конференция прошла в 2009 году в Ясной Поляне, на родине Льва Толстого, ее продолжением стал круглый стол по эсхатологии Федора Достоевского в Москве. В 2010 году в Риме состоялась конференция, посвященная религиозным аспектам творчества Льва Толстого.

Отметим, что конференция, организованная учебным заведением Русской православной церкви, проходит в родовом имении Льва Толстого, который в 1901 году Определением Священного синода от 20–22 февраля 1901 года был предан анафеме - то есть отлучен от Церкви.

Напомним, что десять лет назад праправнук писателя и нынешний руководитель музея "Ясная Поляна" Владимир Толстой обратился к Патриарху Алексию II с просьбой снять анафему с его великого предка. В письме, в частности, отмечалось, что русские люди должны выбрать "между национальным гением и национальной религией". Официального ответа на свое письмо праправнук не получил. Обращение Владимира Толстого тогда прокомментировал протоиерей Всеволод Чаплин, заявивший, что отлучение Льва Толстого от Церкви в начале ХХ века "должно восприниматься не как проклятие, а как констатация того факта, что убеждения писателя очень серьезно расходились с православным учением".

"Я думаю, все люди в нашей стране, в том числе верующие, относятся с уважением к Толстому как к писателю", - сказал Всеволод Чаплин. Однако, добавил он, "когда Лев Николаевич высказывал взгляды, противоречащие учению и духу Церкви, то Церковь, естественно, имела право сказать, что эти взгляды не могут считаться православными".

Представитель Московского патриархата напомнил, что мысли, которые "очень существенно отличались от православного вероучения", писатель "ясно выражал в своих книгах, таких как, например, "Евангелие", "Исповедь", и после отлучения от Церкви убеждения писателя остались прежними, во всяком случае, публично он от них не отрекался".

"Есть также разные версии о том, получил ли Толстой перед смертью отпущение грехов, но основные сводятся к тому, что перед уходом в мир иной писатель не исповедовался и не причащался", - заметил Всеволод Чаплин. При этом он добавил, что, "может быть, имеет смысл еще раз сделать оценку творчества Льва Толстого и периода его жизни между отлучением от Церкви и кончиной".

Пять лет спустя тогдашний глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл (нынешний Патриарх) также опроверг мнение о том, что Церковь, предав Льва Толстого анафеме, будто бы прокляла писателя.

"Некоторые считают, что Церковь прокляла великого писателя, как бы незаконно его обидела. Ничего подобного не было. Церковь просто констатировала то, что реально произошло", - сказал он в передаче "Слово пастыря".

По его словам, анафема - лишь констатация факта, что данный человек Церкви не принадлежит, и "это особенно важно понимать в связи с историей Льва Толстого".

"Сам писатель отошел от Церкви. И тем, что он говорил о Христе, о Церкви, о таинствах, он свидетельствовал свой полный разрыв с Церковью", - отметил митрополит.

И поскольку, по его словам, многие люди по-прежнему были убеждены в том, что Лев Толстой говорит так, оставаясь православным христианином, "то это, конечно, вносило смущение в церковную среду и в общественную жизнь".

Митрополит Кирилл также призвал задуматься над тем, что бы произошло, если бы Лев Толстой "все-таки добрался до Оптиной Пустыни, вошел бы в этот монастырь и принес покаяние - так, как он и хотел сделать".

"Конечно, он был бы прощен, потому что нет греха, которого бы Церковь не простила, если человек приносит искреннее раскаяние и покаяние. Но, видимо, не допустил Господь, не произошло этого. И умер великий писатель без раскаяния, будучи отлученным от церковного общения", - добавил тогда нынешний предстоятель Церкви.