Получение Божьих заповедей Моисеем израильский ученый объяснил наркотическим опьянением Получение Божьих заповедей Моисеем израильский ученый объяснил наркотическим опьянением
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Получение Божьих заповедей Моисеем израильский ученый объяснил наркотическим опьянением
haaretz.co.il
 
 
 
Получение Божьих заповедей Моисеем израильский ученый объяснил наркотическим опьянением
netania.israelinfo.ru
 
 
 
Получение Божьих заповедей Моисеем израильский ученый объяснил наркотическим опьянением
Архив NEWSru.com

Вывод, к которому пришел в своих сравнительных исследованиях профессор психологии Еврейского университета в Иерусалиме Бени Шеннон, заставляет вспомнить крылатую фразу, приписываемую Марксу – "религия – опиум для народа". Шеннон считает, что эпизод Священной истории, подробно описанный в Книге Исхода, - обретение Моисеем Скрижалей Завета на глазах у всего народа Израиля, - является классическим примером коллективной галлюцинации.

На такой вывод Шенона натолкнуло наблюдение, сделанное им у племен, проживающих в джунглях Амазонки. Тамошние индейцы получают мощный гипнотический эффект от употребления местного галлюциногенного наркотика, который они заваривают вместо чая. Галлюцинации, вызываемые этим напитком, включают в себя не только видения, но и слуховые иллюзии. Основываясь на подобных исследовательских параллелях, ученый пришел к выводу, что голос, который слышал народ Израиля на горе Синай, может также являться следствием гипнотического состояния, вызванного определенным наркотиком.

Данную провокативную гипотезу Шеннон опубликовал на этой неделе в журнале Time and Mind, сообщает сегодня NEWSru.com Israel. Он утверждает, что религиозные церемонии, принятые у древних иудеев, основаны на использование психотропных средств, которые добываются из растений, произрастающих на Синае и в пустыне Негев.

Растущие в пустыне Негев дикая рута и акация, неоднократно упоминаемая в Торе действительно обладают психоделическими свойствами. Оба эти растения до сих пор используются в пищу бедуинами.

"У меня нет бесспорных доказательств этой теории – но их и не может быть в принципе. Мне кажется логичным объяснить ряд событий, описанные в ТАНАХе, изменением сознания людей. Доказательством тому – эпизод с плодом древа познания в раю, который надкусили Адам и Ева. Он наглядно демонстрирует веру древних иудеев в то, что плоды некоторых растений дают людям знание и мудрость", - отмечает Шеннон в своей статье, текст которой приводится в газете "Ha'aretz".

В подтверждение своей теории Шеннон ссылается на священные книги индуизма и учение Заратустры. Ученый убежден, что у последователей этих религий было принято использование психотропных средств для получения коллективных галлюцинаций, которые древние расценивали как "божественное знание". Он отмечает, что Моисей описывается в Торе как знаток пустынной флоры, и напоминает в этом контексте эпизод с Неопалимой Купиной.

В то же время ученый признает "заслуги" Моисея, подчеркивая, что далеко не каждый, кто находится под воздействием природных наркотиков, способен создать Скрижали Завета и Тору.

Нельзя не отметить, что научные изыскания Бенни Шеннона вряд ли будут одобрительно встречены представителями не только иудаизма, но и других древнейших религий. Столь тривиальное объяснение важнейших эпизодов Священной истории вряд ли послужит углублению взаимопонимания между верой и наукой и действительно может воскресить в сознании современников забытое сегодня классическое определение религии как опиума. Правда, фразу эту теоретик классовой борьбы, по-видимому, позаимствовал у поэта Новалиса, который сказал: "Ваша так называемая религия действует всего лишь, как опийное средство: прельщая, усыпляя, заглушая боль из слабости".