Абу Хамзу обвиняется в том, что консультировал йеменских боевиков, взявших в заложники группу западных туристов в 1998, а также предоставил им спутниковый телефон
 
 
 
Абу Хамзу обвиняется в том, что консультировал йеменских боевиков, взявших в заложники группу западных туристов в 1998, а также предоставил им спутниковый телефон
Global Look Press

Известный проповедник радикального ислама Абу Хамза аль-Масри, выданный Великобританией Соединенным Штатам, где он судом Нью-Йорка был приговорен к пожизненному заключению по обвинению в терроризме, заявил при снятии свидетельских показаний на судебных слушаниях, посвященных взятию заложников в Йемене, что никогда не помогал "Аль-Каиде" (запрещена в РФ) или каким-либо другим группам боевиков.

Абу Хамза обвиняется в том, что консультировал йеменских боевиков, взявших в заложники группу западных туристов в 1998 году, а также предоставил им спутниковый телефон.

Коме того, Хамзу обвиняют в организации тренировочного лагеря для фундаменталистов в Орегоне, куда им были направлены двое его сподвижников. Также предполагается, что он переводил деньги в Афганистан и направлял туда исламистов для помощи "Аль-Каиде" и движению "Талибан", сообщает Reuters.

56-летний Абу Хамза аль-Масри - одноглазый имам с крюком вместо правой руки - считался одним из самых известных представителей радикального ислама на Британских островах. Его настоящее имя - Мустафа Камель Мустафа.

Он родился в египетском городе Александрия, а в 1979 году приехал в Лондон учиться на инженера-строителя. Проучившись какое-то время в Брайтоне, Абу Хамза устроился работать вышибалой в ночном клубе в районе Сохо.

В 1986 году, как утверждается, благодаря браку, Хамза получил британский паспорт. В начале 1990-х годов он отправился в Афганистан, где, по его словам, принимал участие в "священной войне против неверных". Именно там он потерял глаз и руку.

Вернувшись в Лондон, он стал одним из самых активных пропагандистов джихада в Великобритании. Будучи имамом одной из мечетей в районе Финсбери-парк на севере Лондона, Абу Хамза снискал в 1990-х годах популярность среди исламских экстремистов своими проповедями, в которых обрушивался на евреев и западные страны и пропагандировал "очарование смертью".

Абу Хамза убеждал собравшихся, что их "религиозный долг состоит в том, чтобы убивать немусульман". При этом он всегда отрицал свою причастность к терроризму, хотя с похвалой отзывался о ныне покойном лидере "Аль-Каиды" Усаме бен Ладене и приветствовал известие о терактах 11 сентября 2001 года.

Абу Хамза был арестован в Лондоне в мае 2004 года, а в феврале 2006 года лондонский суд Олд Бейли приговорил его к семи годам лишения свободы за подстрекательство к убийству и хранение литературы террористического содержания.

В октябре 2012 года он и еще четверо предполагаемых террористов были доставлены в США из Великобритании, после того как Европейский суд по правам человека поставил точку в затянувшемся на годы вопросе об их экстрадиции в Штаты по запросу американских властей. Всем, кроме одного, в США грозит пожизненное заключение.

На состоявшихся в минувшую среду судебных слушаниях, посвященных взятию заложников в Йемене, Абу Хамза коснулся своего прошлого, рассказал о жизни в Александрии, где он родился в нерелигиозной семье.

Хамза переехал в Лондон, чтобы, как он сказал, осуществить свои мечты. "Я хотел видеть мир, всегда с нетерпением ждал западной жизни, американского стиля", - рассказал он.

Ислам он начал изучать по настоянию своей жены-англичанки, которая предполагала, что обращение к религии позволит проводить больше времени вместе. По словам Хамзы, читая Коран, он понял, что жил морально неправильно.

Снятие свидетельских показаний началось вскоре после того, как обвинители завершили свою часть процесса. Заключительным правительственным свидетелем на нем стала Мэри Куин, одна из тех туристов, которые были взяты в заложники в Йемене.

Куин, имеющая двойное гражданство США и Новой Зеландии, описала свое спасение во время перестрелки между террористами и йеменскими военными. Ее похититель был застрелен.

Адвокаты Абу Хамзы утверждали, что он намеревался выступить в качестве посредника, чтобы помочь договориться об освобождении заложников.