Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений подписал приказ о прекращении трудового договора с протодиаконом Андреем Кураевым Согласно приказу, Андрею Кураеву, который являлся профессором кафедры церковно-практических дисциплин, будет выплачена денежная компенсация
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений подписал приказ о прекращении трудового договора с протодиаконом Андреем Кураевым
Russian Look
 
 
 
Согласно приказу, Андрею Кураеву, который являлся профессором кафедры церковно-практических дисциплин, будет выплачена денежная компенсация
© РИА Новости / Владимир Федоренко
 
 
 
Он также сообщил, что в МГУ его лекций в этом году также не будет, в чем он усматривает церковное давление на руководство вуза
Russian Look

Ректор Московской духовной академии (МДА) архиепископ Верейский Евгений подписал приказ о прекращении трудового договора с протодиаконом Андреем Кураевым.

Как сказано в приказе, копию которого в пятницу опубликовал в своем ЖЖ протодиакон, такое решение принято "в связи с истечением срока избрания по конкурсу (желания участвовать в конкурсе на замещение должности научно-педагогического работника он не изъявил)", сообщает "Интерфакс".

Согласно приказу, Андрею Кураеву, который являлся профессором кафедры церковно-практических дисциплин, будет выплачена денежная компенсация.

"Как видим, на этот раз мотивировка приличная - не то, что в декабрьском эмоциональном решении - уволить за то, "что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями", - написал уволенный священнослужитель.

Он также сообщил, что в МГУ его лекций в этом году также не будет, в чем он усматривает церковное давление на руководство вуза.

В конце 2013 года протодиакон Андрей Кураев, автор популярного блога, был уволен из Московской духовной академии за эпатажные высказывания в блоге и СМИ. В своем интернет-журнале он развернул дискуссию на тему "голубого лобби" в Русской православной церкви, приводя анонимные свидетельства о ряде гомосексуалистов-епископов. Ученый совет академии счел, что деятельность протодиакона в этой сфере "остается в ряде случаев скандальной и провокационной", сообщалось тогда на сайте учебного заведения.

Андрей Кураев не преминул прокомментировать декабрьское решение о своем исключении из МДА, причем сделал это в привычной форме - публично через блог. Утром 31 декабря в его "Живом журнале" появилась пространная запись под заголовком-вопросом "Торжество голубого лобби?" В ней протодиакон дает понять, что был уволен по следам гей-скандала в Казанской духовной семинарии, где студенты пожаловались на сексуальные домогательства со стороны "члена руководства" этого учебного заведения.

За жалобами последовала проверка семинарии комиссией, которую возглавил первый заместитель председателя Учебного комитета МДА профессор протоиерей Максим Козлов. В своем докладе по итогам проверки он, как пишет Кураев, подтвердил вину проректора Казанской семинарии игумена Кирилла Илюхина и... потребовал увольнения Кураева. Дело в том, что Кураев, хоть и поддержал выводы инспекции по семинарии, но, как всегда, сделал это публично - то есть, "рассекретил" гей-скандал, написав о нем в блоге (протодиакон, впрочем, настаивает, что не предавал его огласке, поскольку ссылался в своих постах на казанские СМИ).

Кураев после декабрьского увольнения счел, что стал жертвой "влиятельнейшего голубого лобби в нашей Церкви". "Дело даже не в справедливости или несправедливости предъявленных мне обвинений, а в том, что предъявлены были именно они. Мое увольнение произошло именно в рамках голубого скандала, причем он был прямо упомянут. Мол, за вынос мусора из дома. Мусор, как оказалось, выноситься не хочет..." - писал он в ЖЖ.

Он также подверг критике то, как именно решалась его судьба. "В трехсотлетней истории Академии я не могу вспомнить подобного случая: увольнение профессора по решению Ученого совета, - пишет протодиакон. - Увольнение без голосования при явном наличии разных позиций. Увольнение без обвинений в ереси. Увольнение за высказывания, сделанные не по долгу службы, то есть не с академической профессорской кафедры, а за записи в данном частном дневнике. Увольнение в середине учебного года (знать - припекло по самое не могу). Разбор "личного дела" в отсутствие обвиняемого и без предварительного уведомления его о том, что таковой разбор будет".

Кураев выразил также сомнение в пользе решения Ученого совета МДА: "Неужели трудно просчитать, что раз теперь я безработный, у меня стало еще больше времени для присутствия в сети и в медиа? И вряд ли после произошедшего моя позиция станет более сервильной. Нет, обещаться заранее не буду. Может, я и стану вдруг кирилломфроловым. Но тут уж и ежу будет понятно, что изменение произошло под давлением..." - писал он.

Между тем председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин назвал тогда более "прозаические" причины увольнения Кураева. В комментарии в эфире радиостанции "Эхо Москвы" рассказал: "Последние полгода или даже больше, когда я посещал российские регионы, встречался с духовенством, с православными мирянами, меня практически постоянно спрашивали, как относиться к некоторым высказываниям отца Андрея, и вопросы были критические. Некоторые люди считали, что очень часто ради оригинальности и необычности высказывания, что само по себе может быть и неплохо, оставлялась на второй план позиция, которая соборно принята Церковью".

Кроме того, по сведениям Чаплина, Кураев, бывало, пропускал лекции, которые должен был читать. "Вот наверное все это как-то и послужило причиной того решения, которое было принято", - сказал он.

По словам другого известного московского священника - ректора Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгия Кочеткова, которое он высказал после декабрьского увольнения Кураева из МДА, оно является логичным шагом.

"Все, что сейчас происходит в связи с бывшим "протодьяконом всея Руси", это некоторая закономерность. Этого не могло не случиться. С одной стороны, он сам провоцировал эти вещи, сознательно раздувая скандал. С другой стороны, все это естественно следует за его эпатажным, часто безответственным и непорядочным, хотя ярким и запоминающимся поведением", - писал Георгий Кочетков.

По его мнению, Андрей Кураев всегда играл несколько ролей, а те, на кого он привык работать, - "это не очень церковные люди, и все это не могло продолжаться слишком долго, потому что он действительно подводил и Церковь, и патриарха, подставляя и ее, и его".

Что касается истории с "голубым лобби", о котором пишет протодиакон в своем блоге, то, по словам Георгия Кочеткова, "поданная в таком несколько провокационном, не то антипатриаршем, не то антицерковном ключе, она все-таки не столько решает острые современные духовно-нравственные проблемы в Церкви и в обществе, сколько дискредитирует некоторых людей".

"К слову говоря, отстранение отца Андрея вряд ли представляет собой большую потерю для академии: он никогда не был хорошим специалистом в богословии и религиоведении. Он, конечно, неглупый человек, но этого мало для того, чтобы быть церковным человеком и тем более церковным деятелем, влияющим на обсуждение церковных вопросов в современных российских СМИ", - подытожил ректор СФИ.

Андрей Кураев родился в 1963 году в Москве. В 1993-1996 годах он был деканом философско-богословского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова. С 1997 года - профессор Православного Свято-Тихоновского богословского института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы Кураева - Московская духовная академия, хотя он продолжает читать лекции в Свято-Тихоновском институте (ныне университете).

В 1994 году Кураев защитил в Институте философии РАН диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, а в 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. В 1996 году патриарх Алексий II по представлению ученого совета Российского православного университета присвоил Кураеву ученое звание профессора богословия. Протодиакон также является старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.