Демократы изобрели новое заклинание - "общее благо"
 
 
 
Демократы изобрели новое заклинание - "общее благо"
BBC News

Опросы общественного мнения показали, что уровень религиозности людей поразительно точно соответствует их политическим пристрастиям: чем чаще избиратель посещает церковь, тем больше вероятность, что он проголосует за Джорджа Буша.

Это не очень хорошая тенденция для государства, более 90% граждан которого верят в Бога, отмечает BBC.

Исходя из этого, теперь и демократы, подобно республиканцам, заговорили о вере.

Среди кандидатов, которых поддерживают демократы, - Боб Кейси, претендующий на место в сенате от штата Пенсильвания. Как и его республиканский соперник Рик Санторум, он называет себя "католиком, ратующим за жизнь".

Молодой чернокожий демократ из Теннеси Гарольд Форд-младший делает ставку на свою христианскую веру - он даже записал один из рекламных телевизионных роликов в церкви.

Купаясь в лучах света, льющихся сквозь витражи, под нежные звуки невидимого хора он говорит нараспев: "Меня зовут Гарольд Форд-младший. Именно здесь я познал разницу между добром и злом".

Сенатор Барак Огама, потенциальный кандидат в президенты в 2008 году, также опирается на религию в своей кампании на стороне демократов. На одном из последних мероприятий он заявил: "Мы поклоняемся всесильному богу, обитающему в "голубых" штатах (так называют штаты, где традиционно голосуют за республиканцев. – Прим. ред.)".

"Божественная пропасть"

Десятки других политиков из демократического лагеря - со светлой и темной кожей - открыто говорят о своей вере. Разумеется, это не слишком нравится более светским демократам, однако это не будет иметь значения, если они победят. В партии действиельно творится нечто необычное.

"Произошли большие перемены", - говорит бывший советник по религиозным делам кандидата в президенты Джона Керри Мара Вандерслайс.

По ее словам, "когда избирательная кампания Керри только начиналась, было немало споров вокруг степени воздействия на религиозных американцев... Теперь почти все согласны, что надо работать с ними намного активнее".

Опросы показывают, что только один из четырех избирателей считает, что демократы "дружественно" относятся к религии.

Между тем, в течение последних 20 лет религиозные правые круги с успехом доказывали избирателям, что бог - республиканец.

Однако в свете последних скандалов на почве сексуальных домогательств и коррупции доверие к религиозному энтузиазму республиканцев ослабло. В этих условиях демократы увидели возможность преодолеть феномен, получивший название "божественная пропасть".

"Общее благо"

Для этого демократы изобрели новое заклинание - "общее благо".

Выступая недавно в Джорджтаунском университете Вашингтона, экс-президент Билл Клинтон охарактеризовал "постоянный поиск общего блага" как "политику, направленную на равные возможности, совместную ответственность и создание толерантного общества". Он выступал в том же обитом деревом зале, в котором за 15 лет до этого сформулировал точно такое же видение Америки. В то время он называл это "новым заветом". Так что, если угодно, его слова - молодое вино в старых мехах.

Вовсе не случайно, что Клинтон предпочел говорить об "общем благе" в своем родном университете, основанном иезуитами. Используемый термин позаимствован из католического видения общественных отношений.

"Мне кажется, что католики откликаются на это", - считает бывший глава администрации Клинтона Джон Подеста. Возглавляемый им Центр американского прогресса взял новый лозунг на вооружение.

"Думаю, он будет близок людям, которые ищут высокие цели для себя и для своей страны", - говорит он.

Католическая терминология - путь к голосам?

Подеста утверждает, что "общее благо" - философская основа, способная свести вместе правый и левый фланги общества. Он отмечает, что отцы-основатели США также использовали этот термин.

Подеста убежден, что это выражение принесет пользу, хотя оно и не является девизом избирательной кампании. Ведь демократы потеряли ключевые голоса католиков два года назад, во время президентских выборов, но теперь намерены получить их обратно.

В одной из своих последних речей Боб Кейси 29 раз упомянул "общее благо". Хотя и республиканец Рик Санторум (один из наиболее консервативно мыслящих членов Сената) написал книгу, подзаголовок которой звучал как "Консерватизм и общее благо".

Критики нового кредо полагают, что оно лишь показывает желание демократов использовать любые лозунги, чтобы достичь своих политических целей.

Одним из тех, кто не убежден в искренности демократов, стал известный комментатор по вопросам католицизма Джордж Вайгель. "Я сомневаюсь, что это не обычная попытка подобрать подходящие моменту формулировки", - говорит он.

По его мнению, демократические стратеги, продвигающие лозунг об "общем благе", очень ловко игнорируют тезис о запрете абортов, который содержится в католическом учении.

И все же демократы не случайно поддерживают Кейси, одобряющего запрет. В 1992 году, на съезде Демократической партии его отцу Бобу Кейси старшему - тоже "ратовавшему за жизнь" - даже не позволили выступить.

Многие считают, что поддержка его сына говорит о новой гибкости, которую приобрела политика партии.

Не "выбор", а "трагедия"

Демократы между тем пытаются поменять свою риторику в отношении абортов - если раньше они говорили о них как о "выборе", то теперь в ход идет понятие "трагедия".

Впрочем, на какие уступки готова дальше идти партия, остается неясным - этот вопрос будет решаться после выборов.

Будет также продолжен спор относительно использования религиозного языка: сохраняется риск показаться неискренними или настроить против себя светскую часть электората.

После поражения на выборах 2004 года Мара Вандерслайс стала одним из авторов стратегии "общего блага": она пыталась свести вместе религиозных и политических лидеров, консультировала кандидатов помогала менять партийные программы демократов на Среднем Западе США.

Вандерслайс считает, что разговоры о боге должны звучать естественно, и добавляет, что на этот раз демократам предстоит говорить о проблемах глобального потепления, болезней и нищеты с "высокоморальных пророческих позиций".

Между тем, такие кандидаты как Боб Кейси, надеются, что "общее благо" принесет им то, что идеология "сострадательного консерватизма" принесла президенту Бушу шесть лет назад.

Тот республиканский девиз больше не в ходу. Теперь остается гадать, сможет ли "общее благо", веками жившее в католическом сознании, просуществовать дольше в политической риторике демократов, заключает BBC.