В Коломенском открылась выставка "Иконы эпохи первых царей династии Романовых"
 
 
 
В Коломенском открылась выставка "Иконы эпохи первых царей династии Романовых"
mgomz.ru

В Московском художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике "Коломенское" открылась выставка "Иконы эпохи первых царей династии Романовых".

Место для ее проведения выбрано неслучайно. Коломенское - одна из любимых резиденций представителей Дома Романовых. Именно с началом их правления связан "золотой век" тогда еще подмосковной усадьбы. Сегодня в залах деревянного дворца Алексея Михайловича представлено свыше ста шедевров русской иконописи XVII века, говорится в информации телеканала "Культура".

Романовы приняли государство после разрухи смутного времени, нужно было восстанавливать церкви, требовалось много новых икон. Цари выступали непосредственными заказчиками. Сам дворец Алексея Михайловича расписывал прославленный иконописец Симон Ушаков. Его икона ветхозаветной Троицы - центральный экспонат этой выставки.

В целом в экспозицию вошли образы, представляющие эпоху правления четырех царей из династии Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Петра Великого. Среди экспонатов особое внимание посетителей привлекает выносная походная церковь середины XVII века из Серпуховского Высоцкого монастыря. Ее выносили на берег Оки для благословения ратников, оборонявших Русь от завоевателей.

Другой уникальный экспонат - резная напрестольная сень из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, выполненная в1676 году.

По словам главного хранителя музея-заповедника Ольги Поляковой, сень представляет творчество резчиков Русского Севера. Фрагменты филенок сени при сборке обозначали по сторонам света. Чаще всего писали: север, юг, а в выставочном образце стороны света обозначены по названию ветров, которые дуют на Белом море: полуношник, шалонник, и т.д. Это и позволило сделать вывод о месте создания сени.

В 1939 году в числе других святынь эта резная сень была вывезена в Москву. К тому времени многие монастырские иконы были пущены на ложки и балалайки. Но что-то удалось спасти, например, представленные в экспозиции царские врата, перед которыми без малого 300 лет молились представители нескольких поколений соловецких монахов и паломников.

На карнизе столбца врат до сих пор можно прочитать надпись, в которой говорится, что деньги на их создание пожертвовал в 1633 году старец Троице-Сергиевой лавры Александр Булатников.