Музей считает себя не вправе отказаться от этой миссии, даже несмотря на определенные издержки, с которыми при этом приходится встречаться, убежден директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров
 
 
 
Музей считает себя не вправе отказаться от этой миссии, даже несмотря на определенные издержки, с которыми при этом приходится встречаться, убежден директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров
Архив NEWSru.com

Руководство Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова распространило заявление, в котором говорится, что, несмотря на оказываемое давление, Музей "не перестанет быть открытой площадкой для свободного обсуждения любых значимых и острых проблем, в том числе, - свободного обсуждения проблем существования и деятельности религиозных институтов в нашем обществе и местом проведения акций, конференций, выставок, посвященных этим проблемам".

"Музей считает себя не вправе отказаться от этой миссии, даже несмотря на определенные издержки, с которыми он при этом встречается", - передает слова директора Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова агентство "МК-Новости".

По информации, распространенной Информационным центром правозащитного движения, для руководства Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова не прошла незамеченной развернутая в некоторых церковных приходах и "патриотических" изданиях кампания против Музея и участников выставки 39 художников и двух художественных групп под названием "Осторожно, религия!".

Как уже сообщалось, эта выставка открылась в Музее 14 января и после трех дней работы была разгромлена несколькими погромщиками, присланными, по утверждению Информационного центра, священником Александром Шаргуновым из московского храма Николы в Пыжах.

Ю. Самодуров отмечает, что за первые три недели после погрома выставки напечатано не менее 20 возмущенных статей, а в прокуратуру поступило несколько тысяч таких же писем. Самодуров считает, что такого резонанса не было ни у одной из выставок в СССР и в России. Это тем более удивительно, что за три дня работы выставки ее успели посмотреть около двух десятков человек, не считая приглашенных на открытие. По мнению директора музея, очевидно, ее не видел ни один из авторов возмущенных обращений в прокуратуру, не считая шестерых погромщиков.

Ю. Самодуров считает, что организаторы кампании используют разгром и скандал, возникший вокруг выставки "Осторожно, религия!", как "предлог для установления клерикального диктата в нашей стране и как акт политического давления на правоохранительные органы".

Как убежден Ю.Самодуров, по жанру выставка "Осторожно, религия!" являлась выставкой актуального искусства. Это профессиональный термин, подразумевающий определенный характер и определенные принципы конструирования и воплощения в материале смыслов создаваемых в этом жанре инсталляций, объектов и других произведений. Работы в жанре актуального искусства требуют для их адекватного понимания определенного навыка и уровня образования. Например, одна из работ, на которой погромщики намалевали "Гады" и о которой в "патриотической" прессе писали как о кощунственной, представляла собой написанный автором на полотне оклад иконы размером в человеческий рост с отверстиями для лика, руки и книги. В состав работы входила также стопка книг различного содержания, размещенная на столике рядом с окладом, и установленный напротив оклада на треноге фотоаппарат с надписью, приглашавшей всех желающих сфотографироваться, просунув в отверстие оклада голову. Смысл этой работы, как считает ее автор, передается словами Библии "Не сотвори себе кумира".

Попытки установления конвенционального и правового запрета на использование религиозных символов в нерелигиозном контексте и значении не только не выполнимы, но приводят "к эффекту Салмана Рушди", они по существу архаичны и направлены как против логики и свободы художественного творчества, так и против прав граждан на свободу слова и свободу совести и принципа отделения Церкви от государства принятого в современных западных обществах и государствах, считает Ю. Самодуров.