В период баасистского правления отмечать этот и другие шиитские праздники в Ираке было практически невозможно. Запрещены были, в частности, пешие шествия к святыням шиитов
 
 
 
В период баасистского правления отмечать этот и другие шиитские праздники в Ираке было практически невозможно. Запрещены были, в частности, пешие шествия к святыням шиитов
Архив NEWSru.com

Впервые после падения режима Саддама Хусейна в Ираке свободно отмечается шиитский праздник "День Гадир", сообщает РИА "Новости".

Название его происходит от одноименной речки в Хиджазе, на берегу которой, как считают шииты, около 14 столетий назад пророк Мухаммед собрал сторонников и объявил своего двоюродного брата и зятя Али своим преемником, потребовав от них присягнуть ему.

В этот день шииты Ирака, а также других стран - Ирана, Индии, Афганистана, Пакистана - совершают паломничество в иракский город Неджеф (160 км к югу от Багдада), чтобы посетить мавзолей имама Али. Большинство иракских шиитов идут в Неджеф пешком, неся в руках черные и красные флаги. Такими же флагами, пальмовыми ветвями и начертанными на полотнищах изречениями из Корана украшены дома шиитов.

Торжества проходят также в тех районах Багдада, в которых большинство населения составляют шииты. Так, на стадионе в районе Аль-Азамия тысячи шиитов собрались, чтобы исполнить свои обряды, послушать стихи религиозного содержания в исполнении их авторов.

"Для шиитов это большой праздник, - говорит багдадский булочник Абдель Хусейн Муртада. - Иракские власти должны были сделать его выходным днем".

Смысл праздника, разъясняет Муртада, в том, что в этот день шииты как бы возобновляют присягу Али, которого они считают носителем божьей благодати, абсолютным и непререкаемым авторитетом в делах веры и мирской жизни.

"Пророк, - говорит Муртада. - сказал: "Кто любит меня, тот должен возлюбить Али". Мы любим Али, и потому Аллах помог нам победить всех наших врагов, последним из которых был Саддам Хусейн".

В период баасистского правления отмечать этот и другие шиитские праздники в Ираке было практически невозможно. Запрещены были, в частности, пешие шествия к святыням шиитов. Тем, кто все же хотел совершить паломничество, приходилось идти на риск и ухищрения, искать обходные маршруты - подальше от глаз агентов тайных служб.

Сегодня все шиитские праздники отмечаются в Ираке свободно. Более того, впервые в истории современного Ирака призывы к молитве звучат по радио и телевидению не только из суннитских мечетей, как это было еще совсем недавно, но и из шиитских хусейний - так называются мечети шиитов. Не привыкшие еще к этому иракские сунниты ворчат, слыша по телевизору призывы шиитских муэтзинов, в которых имам Али провозглашается наследником пророка Мухаммеда. В отличие от шиитов, сунниты в это не верят. Но время в Ираке изменилось. Свобода вероисповедания больше не подавляется. И - хочешь - не хочешь - но считаться с тем, что 60% населения страны составляют шииты, приходится.