Епископ Иларион выразил надежду, что раскольники отзовут свой иск из суда, что "было бы самым правильным и достойным решением вопроса". Если же этого не произойдет, то государство должно подать на решение суда апелляцию
 
 
 
Епископ Иларион выразил надежду, что раскольники отзовут свой иск из суда, что "было бы самым правильным и достойным решением вопроса". Если же этого не произойдет, то государство должно подать на решение суда апелляцию
Архив NEWSru.com

Представители 12 православных Церквей, которые приняли участие в рабочей встрече, организованной священноначалием Болгарской православной церкви (БПЦ), единодушно поддержали болгарских иерархов в споре с раскольниками - "альтернативным синодом" митрополита Иннокентия.

В принятом сегодня коммюнике участники встречи рекомендовали правительству страны предпринять необходимые действия по обжалованию решения Европейского суда по правам человека от 22 января по делу "Святой синод (Иннокентий) против Болгарии".

"Вызывает удивление, что Страсбургский суд поставил на один уровень каноническую Болгарскую православную церковь, которая объединяет несколько миллионов человек, и крохотную группу раскольников - самозванцев, которые претендуют на храмы, в начале 1990-х годов незаконно отнятые, а потом возвращенные БПЦ, - отметил в интервью ИТАР-ТАСС руководитель делегации Русской православной церкви, епископ Венский и Австрийский Иларион. - Кроме того, решение суда основывается на принципе нейтральности государства к той или иной религиозной конфессии, а мы не считаем этот принцип обязательным, ведь во многих странах он отсутствует, и государства выстраивают свою модель сотрудничества с религиозными конфессиями, выделяя при этом и поддерживая те религиозные организации, которые имеют больший авторитет среди населения".

Епископ Иларион выразил надежду, что раскольники отзовут свой иск из суда, что "было бы самым правильным и достойным решением вопроса". Если же этого не произойдет, то государство должно подать на решение суда апелляцию.

"При любом раскладе храмы раскольникам возвращены не будут, а речь может идти лишь о некоторых моральных компенсациях, но конечно не в тех, абсолютно нереальных астрономических размерах в более чем 600 млн евро, о которых сегодня идет речь".

Касаясь сотрудничества Русской православной церкви с БПЦ, епископ Иларион выразил мнение, что "отношения наших церквей и в дальнейшем будут развиваться в духе сотрудничества, учитывая близость наших Церквей, общую историю и хорошее отношение болгар к России и русским".

"Историческая память об освобождении Болгарии вошла в плоть болгарского народа, и это является залогом того, что отношения между нашими странами и отношения между Церквами будут развиваться", - сказал глава делегации РПЦ.

Одним из поводов к расколу в Болгарской церкви стало отношение части верующих к нынешнему ее предстоятелю - Патриарху Максиму - и взаимоотношениям БПЦ с прежними коммунистическими властями.

Патриарх Максим был избран на трон в 1971 году - во времена, когда в Болгарии еще правил коммунистический режим. После его крушения в 1992 году оппоненты Патриарха выразили сомнение в законности его избрания и обвинили Максима в сотрудничестве с прежним правительством. Отколовшаяся часть православных верующих избрала другого предстоятеля - митрополита Пимена, за что были отлучены от канонической Церкви. После смерти митрополита Пимена епископы-"схизматики" избрали на его место митрополита Иннокентия.

Пять лет назад противники канонической Церкви были обвинены в нарушении Закона о вероисповеданиях, на основании которого 21 июля 2004 года по распоряжению болгарской прокуратуры в стране были временно закрыты и опечатаны более 200 храмов, где до сих пор служили противники Патриарха Максима.

Болгарское телевидение показало в тот день беспрецедентные кадры: сопротивляющиеся священники, которых полицейские силой выводят из православных храмов и усаживают в машины, проклинающие их прихожане, набат церковных колоколов.

Как отмечалось в информации ИТАР-ТАСС, беспрецедентное давление на служителей Церкви вызвало шок среди граждан. "Произошло нечто чудовищное, - приводились слова одной из прихожанок софийского храма святой Параскевы. - Такого не было и во время коммунистического режима. Каждый мог посетить церковь свободно".