В средние века идея о безбрачии духовенства начала сильно распространяться, и к XII веку целибат стал обязательным правилом во всей Западной Церкви
 
 
 
В средние века идея о безбрачии духовенства начала сильно распространяться, и к XII веку целибат стал обязательным правилом во всей Западной Церкви
Архив NEWSru.com

Римско-католическая церковь начинает размышлять над правилом целибата - обетом безбрачия, который у католиков берут на себя на только монахи, но и все священнослужители. Полагают, что в будущем он может быть отменен. Об этом сообщает сегодня InoPressa.ru, ссылаясь на публикацию в итальянской газете La Repubblica.

Разговоры, касающиеся необходимости отмены целибата, ведутся уже не первый год, причем не только среди людей светских, но и среди некоторых теологов и даже представителей католического духовенства. Хотя противников отмены немало.

Целибат - правило, которое "нельзя подвергать сомнению", заявил, к примеру, накануне архиепископ Вены Шенборн. Как отмечает La Repubblica, это высказывание видного католического иерарха прозвучало ровно сутки спустя после того, как из его же уст прозвучало утверждение, что сексуальные преступления, совершенные священниками в Германии, Австрии и, как недавно выяснилось, в Нидерландах, в какой-то степени стали следствием обета безбрачия.

Тем не менее в Ватикане, пишет итальянская газета, некоторое время назад стали все же размышлять над проблемой целибата. Правда, эти размышления возникли вне связи с открывшимися преступными эпизодами, связанными с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних со стороны священников.

Как стало известно газете Repubblica, некоторым высокопоставленным представителям Конгрегации по духовенству, возглавляемой монсеньором Клаудио Хаммесом, в тайном порядке было поручено изучить вопрос об отмене целибата. По данным некоторых источников, речь идет об отмене канона через 50 лет.

Ватикан проявляет крайнюю осторожность в этом вопросе, поскольку, по мнению автора публикации в La Repubblica, в данном случае речь идет о настоящей революции, которая может приблизить католиков к миру протестантов, где представители высшего духовенства имеют семьи, а лютеранские женщины-священники воспитывают 4 детей, даже позволяя себе роскошь развода с супругом (газета явно имеет в виду немку Маргот Кессманн, недавно подавшую в отставку с поста главы Совета Евангелическо-лютеранских церквей Германии).

Напомним, что несколько месяцев назад Святой престол объяснил, что спекуляции в СМИ о якобы планируемой постепенной отмене целибата в Римско-католической церкви, которые возникли после утверждения Папой Апостольской конституции для англикан, не отвечают действительности.

Пресс-секретарь Святого престола священник-иезуит Федерико Ломбарди пояснил тогда, что неженатые священники Англиканской церкви, которые желают вступить в полное и видимое общение с Католической церковью, должны принять целибат и его придерживаться. Однако для тех англиканских священников, которые уже находятся в браке, Конституция предоставляет возможность быть католическим священником.

Апостольская конституция, которая вскоре будет издана, также регулирует вопрос теологической формации семинаристов, стремясь при этом сохранить баланс между сохранностью ценностей англиканской духовности и особым беспокойством о переходе семинаристов, священников и мирян в лоно Католической церкви.

Спекуляции в СМИ о постепенной отмене целибата породило заявление итальянского журналиста Андре Торнелия, который сказал, что причины, по которым Апостольская конституция до сих пор не издана, носят другой, нежели просто технический характер.

Между тем, по словам видного католического богослова из Швейцарии Ганса Кюнга, Папе следует признать, что Католическая церковь переживает глубокий кризис. Теолог заявил об этом год назад в интервью французской газете Le Monde.

По мнению Кюнга, Папа мог бы сделать несколько жестов: разрешить разведенным причастие при определенных условиях; внести в энциклику Humanae Vitae изменения, разрешающие использование противозачаточных таблеток в определенных случаях, и отменить закон целибата для священников. Папа, сказал он, "гораздо могущественнее президента Соединенных Штатов! Он не должен отчитываться перед Верховным судом!".

Кюнг считает, что Папе следовало бы созвать очередной Собор, где можно было бы урегулировать те вопросы, на которые не дал ответа Второй Ватиканский Собор: целибат духовенства или контроль над рождаемостью.

Два года назад бразильские священники направили Папе Бенедикту XVI официальное обращение с просьбой пересмотреть каноническое правило, обязывающее соблюдать целибат тех, кто хочет стать священником. Такое решение фигурирует в итоговом документе XII Национальной встречи католического духовенства страны.

Петиция бразильских священников была направлена в Конгрегацию по делам духовенства, которую в возглавляет бразильский кардинал Клаудиу Уммес, в прошлом – архиепископ Сан-Паулу, являвшийся одним из претендентов на папский престол на конклаве, где очередным наместником св. Петра был избран немецкий кардинал Йозеф Ратцингер.

Кардинал Уммес уже высказывал свою точку зрения по поводу обета безбрачия. По его мнению, правило об обязательном целибате клириков Католической церкви может быть пересмотрено.

"Безбрачие – это дисциплина, а не догма Церкви. Несомненно, что большинство апостолов были женаты. В наш век Церковь должна обращать внимание на эти вещи. Она должна продвигаться вперед вместе с историей", – заявил прелат в декабре 2006 года.

В раннем христианстве не было запрета на священство в браке. Семейными людьми были некоторые апостолы (в Евангелии упоминается теща апостола Петра) и даже многие Папы Римские, вплоть до жившего в IX веке Адриана II. Однако уже в Средние века идея о безбрачии духовенства начала сильно распространяться, и к XII веку целибат стал обязательным правилом во всей Западной Церкви.

В документе, направленном бразильскими священниками в Рим, содержалась просьба ввести два типа духовенства: оставить целибат обязательным для тех, кто принял обет целомудрия в своих монашеских орденах и конгрегациях, и разрешить не принимать целибат другим священникам. В частности, они просят разрешить епископам рукополагать женатых мужчин, которых они сочтут достойными; а также позволить вернуться к осуществлению своих священнических обязанностей тем, кто оставил их, чтобы создать семью.

По словам одного из бразильских епископов, пожелавшего остаться анонимом, в Бразилии уже давно рукополагают женатых мирян. "В Риме об этом знают, но требуют никому не рассказывать", – сказал епископ. Здесь также допускается совершение евхаристии в частных домах, где верующие могут причаститься в особых случаях.