Владимир Легойда выразил надежду, что будущие поколения будут иначе воспитаны - и художественный вкус, и понимание внутреннего мира другого человека у них будут на таком уровне, что подобные выставки станут невозможными
 
 
 
Владимир Легойда выразил надежду, что будущие поколения будут иначе воспитаны - и художественный вкус, и понимание внутреннего мира другого человека у них будут на таком уровне, что подобные выставки станут невозможными
Архив NEWSru.com

В Московском патриархате выразили надежду, что провокационные выставки, подобные "Запретному искусству", в России больше не появятся.

"Я очень надеюсь, что будущие поколения будут иначе воспитаны - и художественный вкус, и понимание внутреннего мира другого человека у них будут на таком уровне, что подобные выставки станут невозможными", - заявил сегодня порталу "Интерфакс-Религия" глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.

Он выразил удивление некоторыми высказываниями представителей музейного сообщества в поддержку организаторов "Запретного искусства", в том числе словами гендиректора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой, о том, что предмет споров вокруг "Запретного искусства" будет непонятен будущим поколениям.

"Люди в картинах зачастую видят то, чего художник, может, вообще не имел в виду. Время тоже вносит свои коррективы, и следующему поколению вообще будет непонятно то, из-за чего мы спорим сейчас", - сказала на днях "Интерфаксу" И.Лебедева.

"Сам факт оскорбления, задевающего чувства верующих, не связан с конкретным временем - он связан с чувством священного, которое определяется не культурно-исторической обстановкой, а содержанием религиозной веры", - заявил по этому поводу В. Легойда. Он выразил надежду, что следующему поколению "просто не придется сталкиваться с подобными выставками, в противном случае это будет весьма огорчительно для будущего поколения".

Представитель Московского патриархата готов поддержать принцип свободы художника, но поддержать "с маленькой оговоркой - выставка "Запретное искусство" никакого отношения к искусству не имеет".

"Здесь мы наблюдаем не творческий поиск художника, а намеренную провокацию и оскорбление. Я понимаю, что современное искусство во многом является искусством поиска, равно как понимаю и то, что талантливое художественное произведение может содержать провокацию по отношению к обществу. Но те работы, которые мы обсуждаем, не выдерживают никакой критики и с художественной точки зрения. Надеюсь, будущие поколения просто про них забудут", - сказал В. Легойда.

Говоря о завершившемся судебном процессе, он привел в пример недавнюю выставку современного искусства "Двоесловие/Диалог" в домовом храме МГУ, экспонаты которой, в отличие от "Запретного искусства", как раз являлись отражением такого творческого поиска.

Собеседник агентства напомнил, как Дон Кихот у Сервантеса объясняет Санчо Пансе разницу между оскорблением и обидой - "оскорбление наносится, когда человек совершает его намеренно, с желанием задеть другого, тогда как обиду можно нанести ненароком, совсем этого не желая".

"Нет никаких сомнений в том, что "Запретное искусство" - хорошо спланированная акция", - подчеркнул В. Легойда.

Он также выразил удивление обвинениями в адрес Церкви, прозвучавшими со стороны защитников Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева как во время обсуждения требования прокуратуры приговорить обоих к трем годам колонии-поселения, так и после оглашения окончательного судебного решения.

"Речь идет о правовом поле, которое устанавливает не Церковь. Правосудие - это государственная функция. А я могу лишь поддержать тех своих коллег, которые еще до решения суда говорили: не стоит их (Ю. Самодурова и А. Ерофеева. - Прим. ред.) приговаривать к реальным срокам, не нужно давать повод для создания вокруг этих людей ореола мучеников искусства. Ведь мы имеем дело не с непризнанными и непонятыми гениями от искусства, а всего лишь с людьми, намеренно нажавшими на болевые точки верующих", - отметил В. Легойда.