Организаторы объясняют необходимость выборов тем, что шаманы, как и последователи всех традиционных религий в России, должны консолидироваться
 
 
 
Организаторы объясняют необходимость выборов тем, что шаманы, как и последователи всех традиционных религий в России, должны консолидироваться
Архив NEWSru.com

В конце нынешнего года в результате интернет-голосования должно быть названо имя Верховного шамана России. Как уже сообщалось, список из 188 кандидатов (скорее всего, он будет дополнен) уже размещен в Сети. Эксперты считают, что потомственные шаманы Бурятии, Калмыкии, Тывы и Якутии слишком разобщены, чтобы оформиться в какую-то политизированную структуру, да и круг их интересов далек от экзотической PR-кампании. Как отмечают "Новые известия", акция проводится не иначе как под впечатлением от выборов Патриарха Московского и всея Руси.

Автор популярных книг, среди которых выдержавшие два издания "Мистерии Мухомора", Олард (Эльвиль) Диксон подготовил список кандидатов (не забыв и себя) с биографическими справками. Как сообщается на официальной интенет-странице избирательной комиссии, "в течение месяца этот список будет уточняться и корректироваться". Выборы пройдут в три тура, имя Верховного шамана станет известно 31 октября.

"Необходимость в выборах продиктована тем, что шаманы, как и последователи всех традиционных религий в России, должны консолидироваться, – заявил "Новым известиям" Эльвиль. – К примеру, в Тыве шаманизм официально признан наравне с буддизмом, к этому идут Бурятия и Якутия. Но шаманы сегодня есть и в других регионах – всего их от 400 до 500 человек. Кроме потомственных шаманов в последние полтора десятилетия появилось немало "городских шаманов" – как правило, все они этнические русские, носители древних духовных практик в первом поколении. Первый съезд шаманов прошел в 1993 году, и с того времени, как вы понимаете, накопилось много вопросов".

Список кандидатов получился внушительный. В нем, наряду с шаманами как таковыми, присутствуют куда более колоритные персоны. Скажем, Арсия (Светлана Дарибазарова), которая вследствие "черепно-мозговой травмы, случившейся после аварии, получила целительский дар и стала известна под именем Норжидма". Или "сын казачьего атамана" Леонид Беспалов, в чьем роду были колдуньи и который "в молодости предсказал войну в Чечне".

Фигурирует в списке также "посвященный шаман, жрец культа Велеса" Велимир Веледухин. "Долгое время он считал интерес к мистике своим тайным увлечением, – говорится в биографической справке, – даже в тех ситуациях, при которых устои материализма рушились на его глазах. Но однажды духи объяснили ему, что если он не изменит свою жизнь, то она очень быстро закончится. После трехмесячной "ломки" начался девятилетний путь самопознания". Есть в списке и еще один волхв Велимир – физик из Троицка Николай Сперанский, член языческой общины "Коляда Вятичей".

Эльвиль не скрывает, что на духовное формирование той генерации магов, которую представляет он сам, оказали влияние не тувинцы, буряты и калмыки, а американский антрополог Майкл Харнер и его соотечественник Серж Кахили Кинг, автор книги "Городской шаман".

"Сомневаюсь, чтобы инициатива подобных выборов исходила от кого-то из традиционных шаманов, – заметил в беседе с газетой доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов. – Это похоже на то, что происходило в США, где Майкл Харнер, серьезный ученый, не ограничился исследованием шаманизма, а сам начал практиковать. В Америке и в Европе "городской шаманизм" рассматривается в рамках оккультно-мистического движения "New Age". Появился даже термин "отуземиться", брожению умов способствовал Кастанеда с его доном Хуаном – человек, мифологизировавший собственную жизнь.

Кстати, американские индейцы отреагировали на движение Харнера резко – направили письмо в газету, в котором говорилось: "Белые люди сначала лишили нас земли, а теперь присваивают наших духов". Не думаю, чтобы из этой затеи с выборами вышло что-то серьезное. Если они и пройдут, их результаты не признают многие шаманы, которым подобные игры попросту ни к чему".

Тем временем в интернет-сообществе бурно обсуждается судьба шаманизма в России. Так что, хоть и узок круг наших шаманов, сказать, что они страшно далеки от народа, будет натяжкой.