Избрание нового главы Римско-католической церкви стало важнейшей новостью уходящего дня. Ленты новостных агентств во всем мире, публикации в электронной и печатной прессе пестрят информацией о понтифике из Южной Америки. Рассказываются детали его биографии, оцениваются перспективы его служения на Престоле Святого Петра, выискиваются интересные эпизоды его жизни.
Но не лишне, наверное, было бы посмотреть на то, что думают и рассказывают о Папе те, кто принадлежит к его пастве, в том числе, - в России и ближнем зарубежье.
Простота, скромность, самоирония и чувство юмора
Главный редактор российского католического сайта "В свете Евангелия" Виктор Хруль написал в "Ежедневном жунале" о четырех радостях, которые в его душе связаны с избранием Папы.
Долгожданные слова Habemus Papam (У нас есть Папа), завершающие краткий период неопределенности в жизни Церкви - он называет первой радостью, поскольку Папа для верующего католика - это тайна Церкви. Авто статьи отмечает, что, читая комментарии экспертов, рассказывающих о том, что коллегия высокопоставленных иерархов демократическим путем избрала топ-менеджера крупнейшей в мире общественной корпорации в условиях острой конкурентной борьбы либералов и консерваторов, не следует забывать и о главном - о тайне этого события, Она заключена для него в том, что в Сикстинской капелле Папу Римского выбирают не только кардиналы, а что там присутствует и активно действует еще один Субъект, для обозначения которого "светский тезаурус исчерпывается, а перевести на шершавый язык плаката библейское «Дух дышит где хочет» становится все труднее... Вторую радость Виктор Хруль связывает с именем, которое новый понтифик избрал для своего служения: Франциск. При двадцати трех Иоаннах, шестнадцати Григориях и Бенедиктах среди понтификов не было ни одного Андрея, Луки, Иосифа, Иакова. И ни одного Франциска. В этом имени — имени основателя нищенствующего и миссионерского монашеского ордена автор ощущает свежий ветер возвращения Церкви к своей миссии проповеди Евангелия, предвкушаю радостные перемены. "Обращенный к святому Франциску призыв Христа "иди и укрепи мою Церковь", обращен и к новому понтифику - хочется думать, что в том числе и этим был обусловлен выбор имени. Когда иезуит выбирает для папского служения имя основателя другого монашеского ордена - это, по-моему, свидетельство его открытости и мудрости", - пишет Хруль.
Третья радость для автора - одна из самых емких по значимости. Это собственно личность бывшего архиепископа Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо.
"Ему 76 лет — и этим фактом выносится за скобки атлетическая песня о молодом энергичном администраторе, который твердой рукой будет управлять Церковью. Он не из ватиканской дипломатии — и этим опровергаются спекуляции о "дипломатическом реванше", который вот-вот свершится в Ватикане. Он итальянец - но только по происхождению, и возобновление традиции итальянских пап откладывается на неопределенное время. Он из монахов - и это обещает возрождение молитвенной жизни Церкви, традиций жертвенного служения ближнему и неустанной проповеди христианства. Он - из Латинской Америки, континента, где христианство развивается и составляет ценностную сердцевину общества, что все более затруднительно сказать о Европе", - говорит Виктор Хруль.
Четвертую радость автор, который неплохо знаком с традициями ватиканской жизни, называет еще более субъективной, чем три предыдущие. Первое впечатление о человеке, отмечает автор, очень важно для дальнейшего его восприятия.
"Я никогда раньше - ни в бытность членом Папского совета по делам мирян, ни во время ассамблеи Синода епископов - не встречался с кардиналом Бергольо. Но своим первым появлением на балконе базилики святого Петра Франциск произвел на меня неизгладимое впечатление. Первые слова нового понтифика обнаружили в нем простоту ("Добрый вечер!" вместо официального Laudetur Iesus Christus - Слава Иисусу Христу), самоиронию и чувство юмора ("Братья-кардиналы призвали меня с края света") и глубокую признательность своему предшественнику (призыв к совместной молитве о здравии Бенедикта XVI)", - описывает свои впечатления Виктор Хруль.
Папа Франциск - воспитанник украинского священника
Департамент информации Украинской греко-католической церкви, сообщил в четверг об интересном заявлении, сделанном ее предстоятелем Верховным архиепископом Киево-Галицким Святославом Шевчуком. По его словам новоизбранный Папа Римский Франциск является воспитанником украинского священника.
"Новоизбранный Папа Франциск является воспитанником нашего священника Степана Чмиля, который теперь похоронен в базилике Святой Софии в Риме. Нынешний Папа, а тогда студент Салезианской школы, ежедневно рано, пока еще все ребята спали, прислуживал отцу Чмилю во время Службы Божьей", - приводит рассказ архиепископа Шевчука РБК.
"Он хорошо знает наш обряд и помнит даже нашу литургию. В последний раз я посещал его, когда прощался с Аргентиной, уезжая на Украину, и просил, чтобы он дал свои свидетельства для беатификационного процесса отца Степана Чмиля, на что он охотно согласился. Поэтому Святейший Отец хорошо знает о нашей Церкви, о нашей литургии и обряде, о нашей духовности", - сказал глава УГКЦ сразу после сообщения об избрании 266-го понтифика.
По его словам, "Папа Франциск еще как архиепископ Буэнос-Айреса был ординарием для восточных католиков, в частности тех, которые не имели своей иерархии". "А наша епархия в Аргентине является суфраганной (входящей в церковную провинцию) архиепископства Буэнос-Айреса. Таким образом, кардинал Бергольо всегда занимался нашей Церковью в Аргентине, и я, как молодой епископ, делал свои первые шаги в этом служении под его наблюдением и с его помощью. Поэтому, я думаю, мы действительно будем иметь в его лице того Святейшего Отца, который будет заботиться о нашей Церкви", - отметил архиепископ.
Глава УГКЦ отметил, что новоизбранный Папа - чрезвычайно скромный человек. "Например, в Буэнос-Айресе он никогда не использовал свой автомобиль, всегда пользовался общественным транспортом, очень скромно одевался. И отличался тем, что больше всего хотел заботиться о бедных. Он посещал людей в бедных кварталах и был настоящим пастырем, - добавил Святославм Шевчук.
Украинский архиепископ отметил также, что Франциск является "чрезвычайно глубоким интеллектуалом". "Я помню, что его проповеди обычно были весьма коротки, состояли порой буквально из пяти-шести предложений, но ими он передавал столь многое, что после его короткого слова всегда длилось молчание, обычно пять-семь минут. Нужно было время, чтобы над этим словом можно было поразмышлять", - рассказал он.