Первый в РФ Центр партнерского банкинга, работающий в соответствии с принципами ислама, планирует открыть филиалы в Грозном и Санкт-Петербурге. Об этом сегодня сообщил ТАСС управляющий Центром Альберт Шагивалеев
 
 
 
Первый в РФ Центр партнерского банкинга, работающий в соответствии с принципами ислама, планирует открыть филиалы в Грозном и Санкт-Петербурге. Об этом сегодня сообщил ТАСС управляющий Центром Альберт Шагивалеев
muslim-info.com

Первый в РФ центр партнерского банкинга, работающий в соответствии с принципами ислама, планирует открыть филиалы в Грозном и Санкт-Петербурге. Об этом сегодня сообщил ТАСС управляющий центром Альберт Шагивалеев.

"У нас есть планы развития филиалов в регионах, пока они обсуждаются. Мы рассматриваем города Грозный, Санкт-Петербург, изучаем рынок Казахстана", - сказал Шагивалеев. Он отметил, что окончательное решение будет принято после более детального изучения спроса на исламские финансы в регионах. "В Грозном у нас уже были встречи", - уточнил Шагивалеев.

По словам собеседника агентства, продукты центра партнерского банкинга уже нашли первых потребителей в РФ. "У нас уже есть ипотека, автокредитование, они пользуются спросом. Если говорить о финансировании проектов, мы планируем на второе полугодие", - отметил он.

В Татарстане в марте 2016 года открыли первый в РФ центр партнерского банкинга, который предоставляет услуги в соответствии с принципами ислама. Центр создан при содействии Банка России, "Татфондбанка", Духовного управления мусульман Татарстана, а также "Исламского банка развития".

Религия запрещает мусульманам заниматься ростовщичеством, поэтому исламские банки не выдают деньги под проценты. Организации напрямую получают доходы от прибыли бизнес-проектов, в которые вкладывают средства. Привлекая деньги физических лиц, исламские банки не выплачивают клиентам доходы по вкладам, за исключением процента инфляции, который устанавливается государством.

Что такое исламский банкинг

Исламский банкинг - вид банковской деятельности с соблюдением принципов, согласующихся с правилами ислама. Финансистам мусульманских стран пришлось изобретать ценные бумаги, предполагающие иные принципы раздела дохода от совместного бизнеса или использования имущества, дабы не гневить Аллаха, который "дозволил торговлю и запретил лихоимство".

Например, в исламских финансах запрещается взимать ссудный процент, и вместо кредита банк продает клиенту в рассрочку товар по завышенной цене. Также банкам запрещено заниматься торговлей, однако под это правило не попадают драгоценные металлы. Торговля ими легла в основу механизма, использованного в прошлом году казанским банком "Ак Барс" для привлечения средств в рамках исламского инструмента мурабаха.

Мурабаха - это торговое соглашение, при котором продавец прямо указывает затраты, понесенные им на продаваемые товары, и продает их другому лицу в рассрочку с наценкой к первоначальной стоимости, которая заранее известна покупателю. Последующая продажа товара, профинансированного с помощью мурабахи, позволяет получить на выходе "живые" деньги.

Помимо мурабахи, в исламском банкинге есть лизинговый инструмент - иджара, а также исламский эквивалент облигаций - сукук, наиболее известный в мире исламский финансовый инструмент.

В России первым, еще в 2005-2006 годах, анонсировал выпуск сукук банк ВТБ, однако проект не состоялся из-за того, что новая бумага не соответствовала нормам российского финансового законодательства (по другим данным, эмиссии помешал кризис 2008 года).

Руководство Татарстана планировало эмиссию сукук еще в конце 2010 года и даже подписало протокол о намерениях с известными малайзийскими фондами. Однако размещение бумаг до сих пор не состоялось.

Инвесторы, купившие исламские ценные бумаги, получают часть дохода эмитента (какую именно - потенциальные покупатели облигаций должны понять из бизнес-плана). Традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, также вне закона в странах с законодательством, основанном на шариате.

Кроме того, как уже предупреждали эксперты, игрокам, финансирующим алкогольный и игорный бизнес или, например, свинофермы, практически нереально, существуя в российских реалиях, соответствовать требованиям шариата. Есть еще налоговые и юридические риски.