Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал историческим подписание Акта о каноническом общении Церкви в Отечестве с Церковью за рубежом, пятилетие с момента которого отмечается в эти дни
 
 
 
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал историческим подписание Акта о каноническом общении Церкви в Отечестве с Церковью за рубежом, пятилетие с момента которого отмечается в эти дни
patriarchia.ru

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал историческим подписание Акта о каноническом общении Церкви в Отечестве с Церковью за рубежом, пятилетие с момента которого отмечается в эти дни.

"Этот документ положил конец многолетнему разделению между Московским патриархатом и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ). Мы вспоминаем о событии большого исторического значения, знаменующем собой преодоление одного из трагических последствий политической и духовной катастрофы, пережитой Россией в XX столетии", - говорится в послании патриарха духовенству и мирянам Русской церкви, опубликованном на официальном сайте РПЦ.

Первоиерарх РПЦЗ: для полного воссоединения РПЦ и РПЦЗ "остаются чисто психологические вопросы и преграды"

Как напомнил предстоятель Русской церкви, революция и последующая гражданская война стали причиной массового исхода из России соотечественников. Миллионы их оказались рассеянными по всему миру. По его словам, православная вера объединяла беженцев, "и они бережно сохраняли огонь веры, передавая его из поколения в поколение, но драматические исторические обстоятельства вызвали разделение внутри русского православного рассеяния".

Патриарх отметил, что в эти дни Церковь молитвенно вспоминает ныне почивших патриарха Алексия II и митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра, которые в праздник Вознесения Господня, 17 мая 2007 года, на амвоне храма Христа Спасителя в Москве подписали Акт о каноническом общении и совместно совершили Божественную литургию.

"Пятилетие, которое прошло со времени подписания Акта о каноническом общении, было богато добрыми примерами взаимодействия. Не достанет времени, чтобы приводить примеры повседневного соработничества на местах, которые свидетельствуют: наша Церковь не только провозглашена теперь единой, но и на деле таковой является", - сказано в послании.

Патриарх Кирилл призвал бережно хранить "великий дар единства Церкви, единства народа Божия", противостоять любым попыткам внести смуту и разделение в жизнь Церкви, поколебать основы ее канонического бытия.

Напомним, что в Россию по случаю воссоединения двух частей Русской церкви прибудет делегация Зарубежной церкви во главе с ее первоиерархом - митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, которая, помимо участия в торжествах в Москве, посетит Дивеево и Санкт-Петербург.

19 мая на Бутовском полигоне под открытым небом состоится традиционное патриаршее богослужение в честь празднования Собора новомучеников, в Бутове пострадавших. 20 мая в храме Христа Спасителя будет совершена патриаршая Божественная литургия. Затем состоится встреча патриарха Кирилла с митрополитом Иларионом и сопровождающими его иерархами и клириками. В тот же день в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя патриарх возглавит торжественный акт.

21 мая в Богоявленском Елоховском соборе патриарх Кирилл в сослужении членов делегации Зарубежной церкви совершит панихиду по Алексию II.

Торжественные мероприятия пройдут и в США. 16 мая в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) будет совершена панихида "по приснопамятным Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру" - главам двух ветвей Русской церкви, которые 17 мая 2007 года подписали в московском храме Христа Спасителя исторический Акт о каноническом общении. Панихиду возглавит управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан в сослужении епископов Мейфильдского Георгия и Манхэттенского Иеронима, а также духовенства Московского патриархата и РПЦЗ. Утром 17 мая в Свято-Николаевском Патриаршем соборе в Нью-Йорке вышеперечисленные иерархи совершат литургию. После богослужения в зале собора состоится праздничный банкет.

В торжествах по случаю воссоединения Церкви в Отечестве и за рубежом, которые пройдут в мае в Москве, примет участие первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.

Первоиерарх РПЦЗ: для полного воссоединения РПЦ и РПЦЗ "остаются чисто психологические вопросы и преграды"

Между тем автор публикации в сегодняшнем выпуске газеты "НГ-Религии", задается вопросом, удалось ли за прошедшее пятилетие преодолеть глубинные противоречия внутри самой Церкви.

Год спустя после подписания Акта новый первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал) отметил в интервью, что главной помехой для полного воссоединения РПЦ и РПЦЗ "остаются чисто психологические вопросы и преграды", поскольку "у некоторой части клира и паствы нет доверия к иерархам РПЦ".

Как отмечается в статье, действительно, различия в мировоззрении двух Церквей состоят не столько в богословских вопросах, сколько в оценках истории ХХ века. Для духовенства и мирян Московского Патриархата речь идет о двух ветвях Русской церкви, вынужденно разделившейся в ХХ веке в результате белой эмиграции после Гражданской войны. Оставшаяся в России часть Церкви пережила много страданий. Используя знаменитые строки Марины Цветаевой, она "была там с моим народом, где мой народ, к несчастью, был". В то же время зарубежники запятнали себя сотрудничеством с Гитлером – от введения в 1936 году литургического поминовения "христолюбивого вождя народа германского" до насильственного подчинения немцами приходов на оккупированной части СССР митрополиту Берлинскому и Германскому РПЦЗ Серафиму (Ляде).

Другая точка зрения принята в РПЦЗ и достаточно откровенно формулировалась в нулевые годы в публикациях ее духовенства. Она такова: единственной истинной правопреемницей дореволюционной Церкви является ее зарубежная ветвь, а оставшиеся в СССР иерархи запятнали себя "ересью сергианства" и сотрудничеством с советскими властями и КГБ, а структура современного Московского патриархата (Священный Синод 1927 года и воссозданный Патриархат 1943 года) была образована при участии советской, "безбожной" власти.

Так, в статье в журнале "Вертоград" (август–сентябрь 2001 года), написанной священником Тимофеем Алферовым и иеромонахом Дионисием (Алферовым), говорится: "Все, кто в России присоединялся к Зарубежной церкви, безусловно, в какой-то степени были очарованы ее отцами, идеологами, ее историей, особенно по контрасту с Московским патриархатом" и имели "убеждение в единственности РПЦЗ как законной наследницы исторической русской Церкви".

Другой пример – интервью, данное в сентябре 2007 года еженедельнику "Конкурент" Анастасием (Суржиком), перешедшим в 1993 году из РПЦ в РПЦЗ, а в 2003 году ставшим епископом Владивостокским в той части РПЦЗ, которая во главе с митрополитом Виталием (Устиновым) откололась от Зарубежной церкви ввиду наметившегося курса на сближение с Москвой. По словам Анастасия (Суржика), его переход в 1990-е годы в РПЦЗ был вызван тем, что "внутрицерковная жизнь РПЦ во многих вопросах расходилась с истинным понятием о православии", и в целом "несоответствием Московского патриархата каноническим нормам", "ересью "сергианства", в которой пребывает Московский патриархат и по сей день".

"В свое время РПЦЗ предала его ("сергианство". – Прим. "НГ-Религии") анафеме. Так что, по церковным канонам, мы не могли вступать в общение с ними без их покаяния и отказа от сергианства", – так формулирует он причины отказа от сближения с Московским патриархатом. Естественно, что придерживавшиеся таких взглядов представители клира и мирян РПЦЗ в России отрицательно оценивали воссоединение с Московским патриархатом и уходили в раскол – в РПЦЗ митрополитов Виталия (Устинова) и Агафангела (Пашковского), а также в "катакомбную" Русскую истинно-православную церковь или "суздальскую" Русскую православную автономную церковь.

К моменту подписания Акта о каноническом общении в 2007 году РПЦЗ оказалась всего с 18 приходами в России, тогда как в начале нулевых годов их было около 100. В конце 2010 года епископ Евтихий (Курочкин) сообщил в интервью, что число приходов в управляемой им крупнейшей российской Ишимской и Сибирской епархии РПЦЗ, где в мае 2007 года было 14 приходов (а в 2001 году – 40), сократилось до шести. И посетовал, что часть общин сама перешла в РПЦ, а другая "после мая 2007 года заявила о своем несогласии с решением иерархов РПЦЗ и перешла под начальство бывшего епископа Агафангела (Пашковского)".

Приложение к Акту о каноническом общении 2007 года "предусматривало пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Русской зарубежной церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев", но де-факто к 2012 году таковых приходов в России у РПЦЗ практически и не осталось. Большинство из них перешло в юрисдикцию разных неканонических Церквей, не имеющих богослужебного общения, Московским патриархатом.

Как отмечается в публикации "НГ-Религии", подписание Акта о каноническом общении не привело и к единству верующих РПЦ с зарубежниками, особенно теми, где основную часть прихожан составляли потомки эмиграции первой ("белой") и второй (ушедшей во время Второй мировой войны на Запад с немцами) волн. В октябре 2008 года глава РПЦЗ митрополит Иларион официально заявил, что все приходы зарубежников в Бразилии ушли в раскол после подписания Акта о каноническом общении. Судя по данным на официальном сайте РПЦЗ, к сегодняшнему моменту обратно в лоно Церкви вернулся лишь один приход. В начале 2008 года Иларион, тогда еще архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, вынужден был посетить Аргентину, где целый ряд приходов также вышли из юрисдикции РПЦЗ.

В целом к 21 мая 2007 года к епископу Одесскому и Таврическому Агафангелу, единственному из иерархов-зарубежников, прямо осудившему объединение с РПЦ, перешло 55 клириков, из них 22 были из его Одесской епархии. Позже, судя по информации на сайте возглавленной им альтернативной РПЦЗ, в ее юрисдикции было уже 66 священнослужителей, притом что до подписания Акта о каноническом общении в РПЦЗ было около 200 клириков. Исход в раскол оказался достаточно массовым и резонансным. Многие епархии РПЦЗ, прежде всего в Южной Америке, практически зачахли.

В то же время, отмечает автор публикации в НГР, стоит отметить проникновение зарубежного духа в РПЦ. Канонизация в 2000 году царской семьи как страстотерпцев (в РПЦЗ Романовы были канонизированы как мученики еще в 1981 году) привела, по сути, к легализации неформального культа "царя-искупителя".

Иерархи РПЦЗ, даже признавшие объединение с РПЦ, не оставили своих взглядов на историю Второй мировой войны, когда зарубежники окормляли коллаборационистов как "борцов с безбожным большевизмом". Так, епископ Женевский и Западно-Европейский РПЦЗ Михаил (Донсков) в июле 2010 года освятил Музей антибольшевистского сопротивления в подмосковном Подольске, немалая часть которого посвящена апологии "казачьего сопротивления большевизму" на стороне гитлеровцев, а тремя годами ранее – мемориал в станице Еланской на Дону в честь атамана Петра Краснова, повешенного в 1947 году за службу в казачьих частях в составе вермахта и СС. Иерархи РПЦ от участия в этих мероприятиях уклонились.

Однако до этого большой резонанс вызвало принятое в сентябре 2009 года заявление Синода РПЦЗ в защиту генерала Власова, который для иерархов-зарубежников "остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России". "На вопрос, были ли генерал Власов и его сподвижники – предателями России, мы отвечаем – нет, нимало. Все, что было ими предпринято, делалось именно для Отечества в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России", – утверждалось в заявлении иерархов РПЦЗ, выразивших также благодарность протоиерею РПЦ Георгию Митрофанову за апологетическую книгу о Власове. Таким образом, и здесь присоединение РПЦЗ привело к легализации в православной среде попыток оправдания тех, кто перешел на сторону врага во время Великой Отечественной войны.

Одним словом, считает автор статьи, преодолеть наследие Гражданской войны в сознании московской и зарубежной Церквей все же не удалось. Похоже, переходный период не ограничится обещанными пятью годами и завершится еще не скоро.