Северный Кавказ притягивает к себе лидеров "Аль-Каиды" нестабильной политической и экономической ситуацией
 
 
 
Северный Кавказ притягивает к себе лидеров "Аль-Каиды" нестабильной политической и экономической ситуацией
vestikavkaza.ru

В декабрьском номере журнала "Наука и религия", вышедшем накануне в свет, опубликовано интервью со старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН, политологом Дмитрием Нечитайло. В беседе с заместителем главного редактора издания Марком Смирновым ученый рассказал о нынешней тактике международных исламистских организаций и их деятельности на Северном Кавказе. Полный текст интервью опубликован на сайте Института религии и политики.

По словам Дмитрия Нечитайло, Северный Кавказ притягивает к себе лидеров "Аль-Каиды" прежде всего нестабильной политической и экономической ситуацией в регионе, а также изменением тактики всемирного джихада. В последнее время здесь фактически ведется охота на сотрудников силовых структур, чиновников, участились обстрелы и взрывы.

В ответ местные власти проводят аресты, обыски, спецоперации, которые не обходятся без жертв среди мирного населения. Ко всему этому следует добавить коррупцию, массовую безработицу среди молодежи, а также присутствие различного рода специальных подразделений, как местных, так и федеральных, зачастую действующих независимо друг от друга. Складывается удручающая картина. Доверие к властям падает, все это определяет взрывной характер сегодняшней ситуации на Кавказе, констатирует ученый.

В этих условиях радикальным структурам легко действовать, именно они позволяют исламизму набирать силу. В западной литературе такие регионы называются "белыми пятнами". Экстремисты провоцируют хаос, всячески подрывают доверие широких слоев населения к центральной власти и демонстрируют свои боевые возможности.

Молодые люди, число которых на Кавказе весьма значительно, не видя жизненных перспектив реализовать себя в какой-то достойной работе, теряют интерес к учебе, у них растет ненависть к власти, возникает желание отомстить обществу, в котором для них не находится места. Эти молодые люди отвергают принятые в обществе мораль и нормы, пополняют ряды криминальных групп. Часть из них обращается к экстремизму – как к последнему прибежищу. Эта молодежь оказывается в "зоне отчуждения" от общества, выходит из правового поля, отмечает Нечитайло.

Традиционный для Северного Кавказа институт семьи сегодня ослабевает. Мусульманская молодежь по сравнению со своими родителями обладает, как правило, более широким кругозором, получает огромное количество информации. Действительность ставит перед ними вопросы, на которые традиционные имамы мечетей ответить не могут. В результате молодежь тянется к исламским интеллектуалам из своей среды, сталкивающимся в повседневной жизни с теми же проблемами, что и они. Духовенство, на их взгляд, слишком много внимания уделяет обслуживанию интересов власти. В результате авторитет официальных мусульманских структур на Кавказе стремительно падает.

В этих условиях террористические группировки на Северном Кавказе уже активно применяют тактику, отработанную "Аль-Каидой" в ряде регионов мира. Число терактов здесь растет, и это свидетельствует о готовности местных организаций джихада к самым решительным действиям в отношении властей и силовых структур.

Современные идеологи всемирного джихада активно призывают мусульман, вставших на путь "войны с неверными", всячески демонстрировать населению слабость официальных властей. Для этого совершаются теракты среди мирного населения и военнослужащих, идет "точечная" ликвидация "силовиков" и их родственников. В Ираке, например, "Аль-Каида" терактами провоцировала столкновения между кланами, структурами безопасности и шиитами, чтобы отвлечь силы противника и получить передышку. В исламистской литературе подобные действия именуются "асимметричным террором" – этот термин введен идеологом "Аль-Каиды" Луисом Атыялла.