Гайдару не хватило мужества сказать народу правду о реформах. Но решить социальную задачу того времени идеально было невозможно, считает протоиерей Всеволод Чаплин
 
 
 
Гайдару не хватило мужества сказать народу правду о реформах. Но решить социальную задачу того времени идеально было невозможно, считает протоиерей Всеволод Чаплин
Архив NEWSru.com

Ошибка Егора Гайдара, как и многих других деятелей начала 1990-х годов, состояла в том, что они пытались проводить реформы без участия народа, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

"В некоторых вопросах господин Гайдар даже при всей своей воле не имел достаточно решимости, чтобы сказать всю правду, сказать людям, что советские заводы будут закрыты, что города, построенные вокруг этих заводов, очевидно, очень скоро перестанут жить той спокойной и сытой жизнью, которой они жили при Советском Союзе", - приводит "Интерфакс" мнение священника, которое он высказал сегодня в эфире радиостанций "Голос России" и "Радонеж".

"Год-два народ, наверное, готов был выдержать. Но объяснить народу происходящее было нужно", - продолжил Чаплин. И тут, по его словам, начинается самая главная претензия к правительству Гайдара и другим экономическим и политическим "интеллектуально одаренным деятелям той эпохи: был отрыв от людей, была попытка сделать народ счастливым без его участия и без понимания".

В то же время представитель Церкви признал, что Гайдар "действовал в очень трудных условиях: нужно было решать беспрецедентную задачу - реформировать огромную страну, советскую экономику, которая пришла к своему естественному концу, реформировать ее было нужно, но нельзя было это сделать без серьезных социальных проблем, и решить такую задачу идеально было невозможно". По мнению священника, "человеку, оказавшемуся перед такой задачей, трудно позавидовать".

Всеволод Чаплин рассказал, что общался в течение разных периодов новейшей истории с Гайдаром: "Приходилось видеть его и у вершин власти, приходилось общаться с ним и тогда, когда он подвергался самой жесткой критике".

"Надо сказать, что Церковь открыта к самым разным людям. Мы не должны принимать условий тех или иных частей общества или политических сил, которые говорят: не общайтесь вот с этими, это враги, это сволочи, это мерзавцы. Поэтому господин Гайдар бывал в Отделе внешних церковных связей, мы с ним встречались в разных обстоятельствах", - сказал священник. В последний раз он встречался с Гайдаром "несколько месяцев назад, довольно долго проговорили".

"По-моему, он пересматривал свое отношение к тому самому народу, который, как мы знаем, очень скептически к нему относится", - сказал Всеволод Чаплин, добавив, что Гайдар был человеком, который чувствовал груз прожитого и груз отрицательной реакции. "Этот груз, конечно, отразился на его здоровье", - считает священник.

Он сообщил также, что семья покойного экономиста не планирует его отпевать в православном храме. "Насколько я знаю, он (Егор Гайдар. - Прим. ред.) был неверующим человеком", - добавил представитель Церкви.