Градостроительная комиссия Красноярска одобрила строительство храма Русской православной старообрядческой церкви. По информации "Сибирского агентства новостей", храм появится на пересечении улиц Республики и Кирова. На отведении этой площадки под строительство настояла Красноярская старообрядческая община, сообщает "Благовест-инфо".
Открытое обсуждение по поводу строительства состоялось 2 сентября в рамках публичных слушаний. В мероприятии участвовало 50 человек, в том числе и глава старообрядческой общины. Помимо одобрения строительства, выраженного участниками обсуждения, в городскую администрацию поступило еще 32 предложения от граждан. Жители Красноярска высказались за возведение церкви, в связи с этим члены градостроительной комиссии приняли решение разрешить строительство храма на вышеупомянутом участке.
Как отмечается в публикации на официальном сайте архивов Красноярского края старообрядчество в истории этого региона занимает особое место. После разгрома в первой половине XVIII века западнорусских старообрядческих центров судьба немалой части последователей старой веры теснейшим образом оказалась связана с территорией за Уральским хребтом.
Появление старообрядцев или раскольников (как их официально называли до 1905 года) в Сибири связано как с их принудительным переселением, так и добровольной миграцией целых старообрядческих общин или их отдельных представителей с целью сохранения своих религиозных взглядов и распространения своего влияния.
В XIX веке губернские власти ежегодно должны были составлять специальные ведомости "О старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект", где указывалось, сколько раскольников и сектантов проживали в данном городе или уезде, к каким сословиям относились, не относились ли они к помещичьим крестьянам.
Диапозон расселения старообрядцев на территории тогдашней Енисейской губернии был достаточно широк. Они жили на Среднем и Нижнем Енисее, Подкаменной Тунгуске, Ангаре, Ачинском и Минусинском уездах. Отдельные группы проживали в городах.
При этом в документах наиболее полно отражается деятельность именно старообрядцев юга губернии. Здесь старообрядческие общины, действуя легально или полулегально, вписались в существующие социально-экономические порядки и старались в меру своих возможностей или окончательно легализоваться, или повысить свой статус, поднимая перед властями различные вопросы.
К 1886 году ряд населенных пунктов Ачинского и Минусинского округов были или полностью, или частично старообрядческими.
Из имеющихся документов видно, что в сельской местности старообрядцы занимались хлебопашеством и различными крестьянскими работами, а в городах, в частности, городе Минусинске, - торговлей и ремеслами (так, из пяти старообрядцев, выбранных в Минусинскую городскую думу в 1882 г., трое занимались торговлей, один был кузнецом и еще один маслобойщиком).
Активно участвовали старообрядцы и в общественной жизни - избирались на должности сельских старост, сельских писарей, волостных судей, волостных заседателей по хозяйственной части и, как уже говорилось выше, гласными городских дум. При этом не только в населенных пунктах, где они составляли большинство. В деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского уезда, где проживало 456 православных жителей и 197 старообрядцев, в 1885 г. сельским старостой был избран раскольник Петр Степанович Веревкин, а в деревне Большеидринской Идринской волости того же уезда, где из 112 человек жителей раскольников было 8, на должность кандидата в волостные старшины был избран раскольник Андрей Егорович Овчинников.
Проживающие в Енисейской губернии приверженцы старой веры относились к различным направлениям в старообрядчестве. При этом четкое понятие, кто такие старообрядцы, было законодательно установлено только в 1905 году. До этого под определение раскол попадали все религиозные группы, отколовшиеся от православия: старообрядцы, приемлющие священство, и раскольники разных согласий, не приемлющие священства, но поклоняющиеся иконам; духоборцы, молокане, иконоборцы, не приемлющие священство и не поклоняющиеся иконам; субботники или иудействующие; скопцы. В официальных документах по отношению к одним и тем же религиозным группам применялись понятия раскольники, старообрядцы и сектанты.
Сами старообрядцы к термину "раскольники" относились отрицательно, и как уже говорилось выше, протестовали против того, чтобы их так называли. Они называли себя приверженцами истинной веры и считали себя православными.
С 1905 года в Российской империи старообрядцами стали называть всех последователей толков и согласий, которые признавали основные догматы Православной церкви, но при этом не признавали некоторые из её обрядов и отправляли свое богослужение по старопечатным книгам. Были установлены различия между старообрядцами, сектантами и последователями изуверских учений, которые подлежали уголовному наказанию.