19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня. Праздник Крещения, как и праздник Пасхи, является самым древним христианским праздником.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит 19 января в Богоявленском соборе столицы Великое освящение воды в память о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана, сообщает ИТАР-ТАСС.
Накануне подобный же чин освящения предстоятель Русской православной церкви возглавил в храме Христа Спасителя. В проповеди после богослужения Патриарх напомнил верующим о смысле освящения воды.
"Смысл сегодняшнего Великого освящения воды в том, что, освящая воду, мы исповедуем веру в то, что благодать Божья способна оплодотворить силой своей не только человеческий разум, не только человеческую душу, но и физическую материю. Потому что Бог есть творец физического мира, и Он волен наполнить и этот физический мир своей божественной энергией, своей божественной благодатью", - сказал Патриарх Кирилл.
Православные верят, что в праздник Крещения даже водопроводная вода освящается, так как в этот день читаются особые молитвы "на освящение всякого водного естества".
"Обычная вода, которую мы черпаем каждый день, именно в этот день становится водой святой, сохраняющей те же самые физические и химические свойства, но наполняющейся особой божественной энергией, благодатью Божьей, которая влияет на человека, прикасающегося к этой воде", - добавил предстоятель РПЦ.
Он посоветовал верующим с благоговением хранить святую воду прежде всего "на дни болезни", чтобы ее сила помогла исцелиться.
Великое освящение воды во всех храмах РПЦ совершается только два раза в году - в Крещенский сочельник и в день самого праздника. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники - озера, реки, пруды.
Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения.
Об истории праздника
Иисус Христос до тридцатилетнего возраста жил со Своей Матерью в небольшом городке Назарете, помогая престарелому отчиму Иосифу в плотнической работе.
Иисус почти ничем Себя не проявлял как мессия, и люди считали его одним из детей Иосифа. Когда пришло время Ему начать Свое общественное служение, Бог в особом видении повелел пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить в реке Иордан всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов.
Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Само рождение Иоанна Крестителя было чудесным. Всю жизнь Елизавета и муж ее священник Захария провели в молитвах к Богу о даровании им чада. И только когда благочестивые родители были уже в весьма преклонных летах, у них, наконец, родился сын, которого они просили в молитвах. Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа.
Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось пустыней Иудейской, расположенной на западном побережье Иордана и Мертвого моря. Евангелисты называют Иоанна Крестителя гласом вопиющего в пустыне, потому что он громко взывал к людям: "Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь", - призывая всех людей к покаянию. Откликнувшихся на этот призыв Иоанн крестил, по словам евангелиста Луки, "крещением покаяния для прощения грехов". Это не было еще христианское крещение, а лишь погружение в воду как символ того, что кающийся желает очиститься от грехов, подобно воде, очищающей его от телесной нечистоты.
Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким медом. Он представлял собой противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода которого столь многие ожидали, привлекла всеобщее внимание. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что "народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве".
Тогда же среди прочего народа к Иоанну пришел и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал, кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн как пророк ощутил Его святость, безгрешность и превосходство над собой, поэтому он в недоумении возразил: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" - "Так надлежит нам исполнить всякую правду", - кротко ответил Иисус Христос. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а будущим христианам дал пример послушания воле Божией и смирения.
Крестившись, Иисус, по словам евангелиста, молился о том, чтобы Бог благословил начало Его служения. В этот момент "отверзлись" небеса, и Иоанн Креститель увидел Духа Божия, который в виде голубя снизошел на Иисуса. Голубя увидел и народ, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в никому неизвестном Иисусе Христе. При этом все услышали слова Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Эти слова были ответом Бога Отца на молитву Его Сына о благословении на подвиг спасения человечества.
Крещение Господне православная церковь называет Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал Себя миру как Спаситель и Мессия. В этом событии была явлена людям Святая Троица: Бог Отец - голосом с неба, Бог Сын - крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой - снизошедшим на Иисуса Христа голубем.
Для христианина таинство Крещения - это дверь в Царство света. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся", - поется на праздничной службе. Это означает: кто крещен во Христа, тот и облачен в одежды Христовой праведности и, уподобляясь Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещеный получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать грехи.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день - 6 января - и назывался этот праздник Богоявлением. Затем празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название "сочельник" (сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой.
Под влиянием Иерусалимского устава, с XI–XII веков водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие. Разница между первым и вторым освящением в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.
В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать "Иордань" и в других местах, где были реки или озера.
Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. И эта вода не портится и иногда два, и три года остается свежей и неповрежденной.
Крещенские традиции в России
В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню. Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней.
По русской традиции, праздник сопровождается крестным ходом к крещенской проруби, называемой "Иордань" и массовыми купаниями в ней (в таких православных странах, как Греция и Болгария, существует традиция крещенских купаний в море). Так проявляется выражение праздничного ликования. В один из предыдущих дней праздника Патриарх Кирилл выразил поддержку смельчакам, но заметил, что нужно относиться к таким погружениям с благоговением. Окунаясь в купель, следует помнить, сказал он, что "это не развлечение, ... не часть фольклора, а это участие в Таинстве соприкосновения со святыней".
В этом году только в Московском регионе при участии МСЧ организовано более 40 мест для крещенских купаний, а в центре столицы у гостиницы "Москва" установлена деревянная купель.
Перед принятием решения окунуться, священники советуют проконсультироваться с врачом. При заболеваниях сердечно-сосудистой или периферической нервной системы такие экстремальные "процедуры" противопоказаны. Да и окунаться советуют не более, чем на 10-15 сек. Специалисты МЧС ожидают в этом году по всей России около 400 тыс крещенских ныряльщиков.
В центральной России оборудовано около 800 купелей для 120 тыс. желающих окунуться туда в Крещенскую ночь
Как сообщает "Интерфакс", в центральной России было оборудовано 780 мест массового купания в Крещенскую ночь.
"Для организации безопасного купания во всех регионах центра России проведена работа по подготовке мест массового купания населения. По состоянию на утро среды оборудовано 780 таких мест. На всех местах назначены ответственные должностные лица, организовано круглосуточное дежурство сотрудников государственной инспекции маломерных судов в каждом регионе", - отметили в центральном региональном центре МЧС РФ.
При этом представитель МЧС уточнил, что всего в Крещенскую ночь в центральной России ожидается около 117 тыс. желающих окунуться в купель. Таким образом, в каждом оборудованном месте купания предположительно погрузятся в Крещенскую воду 150 человек.
"Осуществлять контроль за безопасностью возле купелей будут 5 тыс. 339 человек, из них 2 тыс. 064 человека - от МЧС. В случае необходимости помощь гражданам, принявшим участие в массовых купаниях, смогут оказать врачи 781 бригады "скорой помощи", - отметили в Центре.
На Крещение Мосводоканал организует временную подачу воды или выделит автоцистерны храмам, где нет центрального водоснабжения
МГУП "Мосводоканал" обеспечило бесперебойное водоснабжение культовых сооружений столицы к празднику Крещения, заявили накануне агентству "Интерфакс" в пресс-службе предприятия.
В тех храмах, где отсутствуют системы централизованного водоснабжения, "специалисты предприятия оказывают содействие и организуют временную подачу воды или выделяют автоцистерны", сказал собеседник агентства.
По его словам, к празднику было обследовано состояние водоснабжения культовых сооружений города.
В пресс-службе отметили, что в Москве в этом году организовано более 40 мест для всех желающих окунуться в студеную крещенскую воду. "Возле каждой купели установлены прожекторы, пункты обогрева, биотуалеты и точки горячего питания. Также в этих местах организовано дежурство спасателей МЧС, полиции и врачей "скорой помощи", - рассказал собеседник "Интерфакса".
В Крещенских купаниях в Москве приняли участие около 92 тыс. человек
"Всего в ночь с 18 на 19 января в праздновании Крещения Господне приняли участие более 120 тыс. человек. В 111 действующих православных церквях, храмах и монастырях Москвы проводились торжественные богослужения и раздача освященной воды. В 60 местах состоялись Крещенские купания, в которых приняли участие около 92 тыс. граждан", - сообщили агентству "Интерфакс" в пресс-службе ГУ МВД России по Москве.
Там отметили, что в прошлом году в праздновании принимали участие 88 тыс. человек, а решились окунуться в ледяную воду - 58 тыс. верующих. В обеспечении общественного порядка и безопасности было задействовано более 1700 сотрудников полиции и дружинников.
Ранее источник в правоохранительных органах столицы сообщил "Интерфаксу", что в 47 местах, оборудованных для купания, в ночь на Крещение окунулись 91,5 тыс. москвичей.
"Это почти в два раза больше, чем год назад, когда к крещенским купелям пришли 58 тыс. человек", - сказал собеседник агентства. Он высказал предположение, что это связано с более комфортной зимней погодой в 2012 году.