Государство готовит церковную реституцию, которая сделает РПЦ крупнейшим в России собственником
 
 
 
Государство готовит церковную реституцию, которая сделает РПЦ крупнейшим в России собственником
Вести

Подразделения Росимущества обязаны будут размещать заявки религиозных организаций на имущество на официальном ведомственном сайте или в прессе. Если на одно и то же имущество претендуют несколько конфессий, то среди них будет устроен "конкурс". Каждая должна будет пояснить, по каким историческим или другим причинам имеет на него больше прав. Если религиозная организация захочет приобрести "непрофильные" объекты – например, пекарню или церковно-приходскую школу, – то ей нужно будет обосновать, что они "по территориальному, архитектурному и функциональному признакам неразрывно связаны с объектами религиозного назначения". Экспертизу объектов Росимущество будет проводить совместно с Роскультуры и Росохранкультуры, сообщает сегодня газета "Версия".

Чаще всего слова "церковное имущество" ассоциируются со спорами о том, кому должны принадлежать памятники культуры и искусства, являющиеся предметами религиозного почитания. Дискуссия эта длится не один год: музейщики говорят о неспособности церкви хранить то, что является достоянием человечества, а руководство Русской православной церкви (РПЦ) продолжает настаивать, что икона должна висеть в храме. Но спор вокруг церковных древностей отодвинул на второй план ту часть имущественного вопроса, которая интересует церковников гораздо больше: приватизацию крупной недвижимости.

Церковь – дело прибыльное

В настоящее время в России действуют 208 мужских и 235 женских православных монастырей, 12 665 православных приходов и 4696 воскресных школ. Остальные конфессии даже в сумме значительно уступают РПЦ по своему весу: более 4000 мечетей, около 70 синагог, 220 приходов Римско-католической церкви, треть из которых к тому же не имеет своих храмовых зданий. Всего около 20 тыс. объектов – такого количества нет ни у одной монополии в нашей стране.

Площадь церковных сооружений варьируется от 5 до 50 тыс. квадратных метров, земельных участков – от 0,3 до 10 гектаров. Точная инвентаризация до сих пор не проводилась, но общая площадь церковных земель до 1917 года составляла около 7,5 млн акров земли (3 млн га). Стоит учесть, что в Москве, например, стоимость 1 гектара земли составляет 6-7 млн. долларов. Это значит, что после того, как заработает новый закон и РПЦ получит всю собственность религиозного назначения, она превратится в крупнейшего негосударственного собственника земли. Ее имущество можно будет сравнить с собственностью крупнейших российских корпораций – "Газпрома", РАО "ЕЭС России", "РЖД".

Как известно, Церковь не только богоугодное дело, но, как правило, и вполне прибыльное. По словам сотрудницы департамента имущественных и земельных отношений МЭРТ Ольги Соколовой, "мы открываем широкие ворота для хозяйственной деятельности Церкви. Уже заранее придется согласиться с тем, что она станет отчуждать, распродавать приобретенное имущество и заниматься предпринимательством, меняя функциональное назначение приобретенных в собственность религиозных объектов".

Некоторые "духовные отцы" и не скрывают подобных намерений, отмечает газета. Как заявил председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган, "мы не исключаем того, что часть своих помещений можем использовать в коммерческих целях, например, под продовольственные магазины, для того чтобы пополнить бюджет Церкви. Содержать синагоги дорого, а прихожане – бедные люди". Так же настроен глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской, то есть протестантской церкви, Сергей Ряховский: "Для пополнения церковного бюджета мы можем сдать помещения в аренду, например, фондам".

РПЦ хочет вернуть себе земли, заводы и доходные дома

Поправки в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", по мнению сотрудницы МЭРТ Соколовой, можно будет легко обойти: "Имущество передается в собственность Церкви, а значит, дальше она сможет делать с ним все, что захочет, увязывая любую предпринимательскую деятельность с религиозной идеей". Кроме того, по словам Соколовой, "законопроект все больше приобретает черты реституции. Создается прецедент: мы скоро станем раздавать земли и дома наследникам".

До 1917 года у Церкви было 78 тыс. храмов, монастырей и часовен – почти в четыре раза больше имущества, чем сейчас. По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) епископа Егорьевского Марка, передача Церкви в собственность ее национализированного имущества соответствует "европейскому и мировому опытам, а нынешнее подвешенное состояние имущества мешает развитию приходской и социальной деятельности Церкви". Епископ не видит ничего предосудительного в том, чтобы РПЦ вела активную хозяйственную деятельность и сдавала имущество в аренду в рамках уставных канонов "на благо верующих".

Юрист Московской Патриархии Ксения Чернега напомнила, что до революции в собственности РПЦ помимо богослужебного имущества находились сельскохозяйственные земли, свечные заводы и доходные дома. Она не исключает возможности и их приобретения в будущем, если у РПЦ "появятся соответствующие финансовые возможности".

Причем РПЦ жаждет не просто приобретения новой огромной собственности, но и того, что оно перед этим будет полностью отреставрировано за чужой счет. По словам Чернеги, реставрацию возвращаемых зданий должно взять на себя государство. РПЦ предлагает сохранить религиозным организациям частичное госфинансирование объектов, нуждающихся в дорогостоящем уходе.

Музейщики против священников

Процесс церковной реституции уже запущен. По данным зампреда комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Андрея Себенцова, "в собственность РПЦ уже передано около 100 храмов". Но только с 1990 по 1993 год и только в Центральном административном округе Москвы РПЦ вернула себе 94 здания, выкинув оркестр Когана из Троицкой церкви на Самотечной, "Союзмультфильм" из храма Спаса Преображения в Спасопесковском переулке, реставрационный центр имени Грабаря из Сретенского мужского монастыря на Лубянке. Стоит вспомнить Дивеевский и Николо-Угрешский монастыри, московский храм Воскресения Христова в Кадашах. На месте знаменитого Ипатьевского музея-заповедника в Костроме, переданного РПЦ два года назад, появился свечной заводик...

В ожидании принятия нового закона церковники, радостно потирая руки, наперебой вспоминают о былых благах, давно уже служащих людям в другом качестве, пишет "Версия". Так, Алтайская епархия настаивает на возвращении Кресто-Воздвиженского храма, в котором сейчас находится планетарий, и здания бывшего духовного училища, где располагаются комитеты городской администрации. Рязанская епархия РПЦ развернула активную борьбу за территорию Рязанского кремля и за выселение с нее музея-заповедника. Росимущество предлагает передать епархии шесть объектов, в том числе колокольню, которая между богослужениями используется как смотровая площадка, и часть дворца Олега – основной экспозиционный корпус и фондохранилище музея.

Любопытно, что вопреки мнению подавляющего большинства россиян значительная часть церковной собственности была экспроприирована не большевиками, а царским режимом, точнее, Екатериной II, раздаривавшей церковные земли своим фаворитам-дворянам. Уже возвращен обратно отнятый императрицей Холковский монастырь под Белгородом...

Любопытно, что в 1990-е годы в рамках программы реституции на территории Чехии Церкви было возвращено около 200 единиц собственности – храмы и монастыри. Однако за прошедшее десятилетие число практикующих католиков среди жителей Чехии катастрофически упало. Если в 1991 году в храмы регулярно ходили 41% населения страны, то спустя 10 лет – только 27%. В итоге в июле 2004 года епископская конференция была вынуждена отказаться от требований о реституции нескольких тысяч зданий, предпочтя получить материальную компенсацию от государства. Более того, в связи с острым финансовым кризисом Католическая церковь в Чехии вынуждена объявить о продаже части принадлежащих ей храмов. Согласно сообщению информагентства CTK, из 437 церквей Плзеньской епархии 150 в настоящее время не используются и буквально разваливаются на части. Часть церквей была официально признана "развалинами" или "зданиями в аварийном состоянии", а 40 храмов были проданы. На сайте Плзеньской епархии на продажу выставлено еще 51 здание, начиная от бывшего приходского дома, оцененного в 8 тыс. долларов и заканчивая целым монастырем в Чотесове с участком земли в 2600 га земли, который можно купить всего за 122 тыс. долларов.

РПЦ строит гостинично-деловые комплексы по 30 млн. долларов

В нашумевшем фильме Павла Лунгина "Остров" звучит мечта человека об истинных проповедниках – которые не разъезжают в "Мерседесах" и не носят "архиерейских сапог", а на деле страдают за людей. Не секрет, что РПЦ и сейчас не прозябает в нищете, пишет газета. На прошедшей в начале февраля в Берлине Неделе русской духовной культуры РПЦ открыто объявила о планах возрождения экономической активности в сфере недвижимости. Уже создан Центр инвестиционных программ РПЦ. В частности, программа восстановления патриарших подворий в Москве предусматривает на базе объектов недвижимости РПЦ строительство офисных, торговых и жилых комплексов, например "культурно-делового центра на Пятницкой улице", многофункционального комплекса на юго-западе Москвы, жилого элитного комплекса в Лазоревом проезде, бизнес-центра "На Спартаковской". В проект предполагается вложить 25-30 млн долларов, каждый торговый центр будет иметь площадь 3-10 тыс. квадратных метров. Аналогичные инвестиционные проекты гостинично-деловых комплексов с привлечением сторонних бизнес-структур разработаны для Твери и Владимира. Патриарх Алексий II уже дал на эту деятельность свое благословение. Вполне вероятно, что такая же участь тем более постигнет новые, "реституированные", церковные объекты.

Практически одновременно с новой концепцией на заседании правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений во главе с тем же Медведевым была утверждена упрощенная форма бухгалтерской отчетности для религиозных организаций. На этом настояли представители основных конфессий вопреки принятым в конце 2005 года поправкам в закон о некоммерческих организациях. 2 февраля 2007 года представители РПЦ и еще нескольких конфессий добились встречи с заместителем руководителя кремлевской администрации Владиславом Сурковым, который и дал указание максимально упростить форму отчетности для религиозных организаций. По словам известного правозащитника Льва Пономарева, "сильное лобби РПЦ продавило поправки, а нужно облегчить отчетность всем, не только избранным".

Иисус Христос говорил: "Богу – Богово, а кесарю – кесарево", имея в виду именно хозяйственную деятельность. За прошедшие годы Церковь прошла путь от первых анархистских нелегальных общин к феодальным землевладениям епископов и монастырей и Совету по делам религий советской эпохи. По словам известного политолога Анатолия Баранова, в сегодняшней России она "превращается в смесь отдела администрации президента по работе с верующими, феодальной структуры Московского Патриархата и корпорации новых олигархов в рясах", отмечает автор публикации.

Мнение

Церковь не думает о сохранении культурного достояния

Александр Кобак, исполнительный директор Международного благотворительного фонда им. Д.С. Лихачева:

"Церковные организации озабочены прежде всего борьбой за недвижимость, а не сохранением национального культурного достояния. Перестраиваются здания XVI века, разрушаются целые комплексы, все стараются сделать в евроремонте, как будто эта гладкость и ровность стен и есть сохранение памятников старины. Реставраторы, искусствоведы, специалисты высшей квалификации отстраняются от этого процесса, их мнение теперь никто не слушает. А если они все же докучают требованиями выполнять законодательство об охране памятников, некоторые иерархи в своих публичных речах уподобляют эти требования гонениям при советской власти. Подлинный трагизм этому придает то, что такая позиция церкви поддерживается государством. Оно сейчас на стороне благостного, вылизанного, сверкающего церковного благолепия, а не на стороне выстраданного европейской и российской наукой отношения к сохранению культурного наследия. Иверский монастырь сейчас спешно приводится в порядок с довольно грубыми нарушениями реставрационных норм в связи с тем, что неподалеку строится дача Президента РФ. Вызывает обеспокоенность ситуация в Рязани, где местная епархия требует передачи ей Рязанского кремля, что повлечет гибель Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Печальный пример Ипатьевского монастыря в Костроме показывает, что государство освобождает целые комплексы, не подготовив помещения для музейных экспозиций и фондов. Церковное возрождение ценой разрушения музеев и памятников истории и культуры недопустимо. Безразличие общества к культурному наследию чревато потерей нашего прошлого, а значит, и будущего".