Еврейская община потребовала от министра Васильевой разъяснить позицию по сталинизму Представитель ФЕОР признался, что любые попытки хорошо относиться к эпохе Сталина выглядят пугающими
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Еврейская община потребовала от министра Васильевой разъяснить позицию по сталинизму
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
 
 
 
Представитель ФЕОР признался, что любые попытки хорошо относиться к эпохе Сталина выглядят пугающими
feor.ru
 
 
 
Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин напомнил, что в ходе общественной дискуссии по поводу смены главы федерального ведомства обсуждаются цитаты из выступлений Васильевой
Global Look Press

Федерация еврейских общин России (ФЕОР) призвала нового министра образования Ольгу Васильеву дать разъяснения по поводу своего отношения к эпохе Иосифа Сталина и государственному террору.

"Я надеюсь на прояснение ситуации по этому вопросу. Думаю, очень важно для нового министра разъяснить свою позицию и не оставить места для двусмысленности, потому что это важный не только для образования России, но и вообще для будущего страны вопрос",  - сказал порталу РИА "Новости" глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин.

Он напомнил, что в ходе общественной дискуссии по поводу смены главы федерального ведомства обсуждаются цитаты из выступлений Васильевой, "которые,  будучи вырванными из контекста, не добавляют оптимизма по поводу нового министра образования".

- Валерий Соловей: "Об отставке Ливанова и новом министре Васильевой"
- Григорий Явлинский: "Образование страдает первым"

"Если действительно речь идет о разговорах об эффективности сталинского периода и о преувеличенности представлений об атмосфере террора, которая тогда была, то эти разговоры мне хорошо знакомы, потому что это стилистика разговоров отрицателей Холокоста: что якобы на самом деле Холокост кое-кто кое-где у нас порой творил, но это было не так часто, не так много и не так страшно, а поди докажи обратное. Отрицатели Холокоста обычно исходят из того, будто нет тысяч свидетелей, которые помнят не столько числа и цифры, а помнят, что происходило, то есть атмосферу террора и преследование группы людей", - пояснил Горин.

Представитель ФЕОР признался, что любые попытки хорошо относиться к эпохе Сталина выглядят пугающими. "Я считаю, что сталинский период был для России смертоносным. Был уничтожен целый класс людей, были уничтожены свободная мысль и послереволюционный энтузиазм, который заменили на страх перед террором", - напомнил он.

Борух Горин отметил, что если Ольга Васильева действительно говорила в таком контексте и опровержений не было, "то это плохой знак". Представитель иудейской общины отказался оценивать организаторские способности нового министра и степень ее понимания проблем образования.

Отметим, в настоящее время в Московском еврейском общинном центре проходит встреча около 500 раввинов из более чем 30 стран Европы. Одной из тем обсуждения является критическая ситуация с антисемитизмом в Европе.

"Мы часто становимся свидетелями недопонимания, открытой вражды и явно антисемитских выпадов. Ситуация настолько критическая, что многие проживающие в Европе евреи всерьез задумываются об эмиграции", - сообщил в своем выступлении главный раввин России Берл Лазар.

Васильева читает лекции про патриотизм и церковную историю

Васильева - автор около сотни статей и публикаций о церкви, в том числе "Церковный сталинизм: легенды и факты", "Церковь и власть в XX веке", "Государственно-церковные отношения хрущевского периода".

Васильева работала в Институте российской истории РАН, была руководителем Центра истории религии и церкви, преподавала в Сретенской духовной семинарии под началом духовника Владимира Путина Тихона (Шевкунова), занимала должность замруководителя по общественным проектам в администрации президента.

Как утверждает газета "Коммерсант", в одной из закрытых лекций о патриотизме для единороссов Васильева ясно дала понять, что Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну. Большевизм же - это разъединение нации, разрушение государственности и национальных скреп.

За две недели до назначения Васильева выступала в Крыму с лекциями, одна из которых называлась "Формирование национальной идеи России: истоки и современность". "Новая газета" утверждает, что историк отмечала особую роль Иосифа Сталина: "4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: "В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость".

Сайт "Православие и мир" вернул цитаты в контексты: Васильева такого не говорила

Восстановлению контекстов, из которых вырывались цитированные слова Васильевой, посвящена публикация на портале "Православие и мир".

Тезис о "появлении Отечества" при Сталине, был взят из публичной лекции Васильевой, на которой, по версии "Новой газеты", говорилось: "4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: "В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость".

Из полного текста лекции следует, что это было сказано в контексте критики школы академика Михаила Покровского, который определял патриотизм как биологическое чувство. При Сталине, по мысли Васильевой, произошла реабилитация понятия "патриотизм".

"Но самым поворотным моментом становится 4 февраля 1931 года, именно тогда возвращается понятие патриотизм в общественное сознание. Чтобы 4 февраля 1931 года? Была Всесоюзная конференция работников социалистической промышленности. Там выступает Сталин, и в своей речи он произносит тезис, который становится определяющим на долгие десятилетия: "В прошлом у нас не могло быть Отечества, - цитирую Сталина, - Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас у народная - у нас есть Отечество, и мы будем отстаивать его независимость". Именно понимание Отечества и понимание патриотизма, его реабилитация, это 1931 год, возвращает Отечество как синоним дореволюционной России", - сказала Васильева.

Как утверждает портал, Васильева не произносила фразы "Число репрессированных при Сталине сильно преувеличено", приписанной ей в заголовке сайта газеты "Ведомости". Она лишь опровергала данные, которые публиковал во время перестройки журнал "Огонек", а за более точными отсылала к работам 1990-х - начала 2000-х годов доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН Виктора Земскова и ведущего научного сотрудника того же института Галины Ивановой, автора книги "История ГУЛАГа: 1918-1958".

"Меня часто спрашивают: "Если посчитать то количество репрессированных, которое нам давал (Виталий) Коротич в "Огоньке", непонятно, кто в стране вообще остался жить и трудиться". Так вот я хочу сказать, что есть два историка - один - покойный Земсков и Галина Ивановна Иванова, которые работают по потерям, которым доверяет историческая общественность как наша, так и коллеги за рубежом", - говорила она.

"Речь идет о том, что в начале 1990-х годов, во время второй волны десталинизации общественного сознания, сложилось преувеличенное, не основанное на подсчетах, представление о количестве жертв сталинских репрессий. Это было связано с тем, что до конца 1980-х годов были строго засекречены статистические данные ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД, касающиеся численности заключенных ГУЛАГа, спецпоселенцев", - пояснила порталу доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Галина Ульянова.

"Вопрос о количестве жертв до сих пор дискуссионный (очень трудоемкое выявление и обработка документов), при этом, какие-то цифры транслировались руководством страны в разные периоды, какие-то историками, которые были не сразу допущены к архивам. Вопрос о людоедстве Сталина при этом является аксиомой и, насколько он представлен в серьезной литературе, сомнению негативные социальные и моральные последствия репрессий не подвергаются все время после ХХ съезда (1956)", - отметила она.

Наконец, в статье "Коммерсанта", где упоминалось о закрытой лекции Васильевой для членов партии "Единая Россия", не приводилась дословная цитата из лекции, а пересказывался отзыв одного из слушателей: "По словам одного из слушателей, в этой лекции она ясно дала понять, что Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну".

Напомним, что в первый день после назначения Васильевой СМИ сообщили, будто министр, отвечая на вопрос "Комсомольской правды", какие эмоции она испытала, узнав о назначении, заявила: "В отношение эмоций - божествование, если вы понимаете. Божествование того, что ты делаешь".

Позже министр уточнила, что она сказала не "божествование", а "долженствование", а журналист ее неправильно расслышал. Журналист Роман Голованов признал свою ошибку и извинился, объяснив, что не понял слова из-за плохого качества записи. Впрочем, филологи обратили внимание, что слово "долженствование" в любом случае не характеризует эмоции.

"Мне интересно, а долженствование - это эмоция? И "долженствование того, что ты делаешь" - это по-русски? Про то, что их вечно не так понимают, я уж и не говорю", - заметила в Facebook доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета Наталья Пахсарьян.

Напомним, новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева, назначенная вместо отправленного в отставку Дмитрия Ливанова, защитила кандидатскую диссертацию по теме "Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны", которая, по ее словам, стала первой работой на эту тему в стране. В 1999 году защитила докторскую диссертацию на тему "Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 годах".